Премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе выступил с речью на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Это событие приурочено к 20-й годовщине вступления Грузии в СЕ. Перед выходом Бахтадзе грузинский ансамбль «Рустави» исполнил народную песню «Чакруло».
«20 лет назад – 27 апреля 1999 года – председатель парламента Грузии Зураб Жвания здесь, в этом прекрасном городе – Страсбурге, в исторический момент вступления Грузии в Совет Европы произнес свою знаменитую речь. Я и сегодня прекрасно помню его слова и 20 лет спустя хочу повторить их здесь: «Я грузин, а значит я – европеец!» — сказал Мамука Бахтадзе.
По словам премьера, символично, что через два десятилетия Грузия возьмет на себя роль председателя СЕ: «Теперь наша очередь принять факел Совета Европы и передать его следующим поколениям». Отметим, что в связи с юбилеем напротив Дворца Совета Европы, где размещены звезды политических деятелей, внесших вклад в развитие организации, было решено открыть звезды имени Зураба Жвания.
В начале своего выступления премьер рассказал о 30-й годовщине трагедии 9 апреля 1989 года. «В тот день грузинский народ осмелился объединиться и воспользоваться свободой слова в Советском Союзе», — сказал полиитик. По его словам, благодаря той борьбе Грузия смогла вернуть себе европейскую идентичность. «И мое выступление перед вами посвящается тем, кто пожертвовал собой ради единства и свободы моей страны», — добавил Бахтадзе.
Глава кабмина также коснулся таких тем, как конституционные изменения в Грузии, реформа образования и российская оккупация Абхазии и Южной Осетии.
«Мы все еще сталкиваемся с проблемами в сфере прав человека на оккупированных территориях», — сказал Бахтадзе. Он напомнил, что свыше 300 тысяч беженцев все еще не могут вернуться в свои дома. Ситуацию в отторгнутых регионах он охарактеризовал как «гуманитарную катастрофу».
«В самом сердце Грузии мы получили российские военные базы».
Премьер-министр рассказал и о ситуации на линии оккупации. «Мы все еще находимся перед угрозой похищений, пыток и убийств граждан Грузии. Арчил Татунашвили, Гига Отхозория и 18-летний Давид Башарули – имена жертв последнего времени», — заявил Бахтадзе. Он также напомнил о задержании и смерти при невыясненных обстоятельствах Ираклия Кварацхелия.
В этом контексте премьер поблагодарил ПАСЕ за поддержку «списка Отхозория-Татунашвили». «Мы все должны мобилизовать силы против фактов грубого нарушения прав человека», — призвал он
Представителям Парламентской ассамблеи Совета Европы Бахтадзе также сказал, что Москва пытается подорвать мирные инициативы правительства Грузии.
«Наше правительство разработало новую, полноценную и всеобъемлющую мирную программу под названием «Шаг к лучшему будущему». Посредством этой инициативы мы хотим обеспечить для нашего населения на оккупированных территориях доступ к налаженным сервисам здравоохранения и образования, чтобы у них появились возможности для ведения предпринимательской деятельности, чтобы они могли прокормить свои семьи и обеспечить их физическое спасение», — сказал премьер.
Неудобные вопросы для Бахтадзе
После выступления Мамука Бахтадзе ответил на вопросы членов Парламентской ассамблеи. Один из них касался проблем в судебной системе Грузии. Один из депутатов ПАСЕ, сославшись на доклад Госдепартамента США от 2018 года, поинтересовался, действительно ли судьи подвергаются давлению со стороны политических сил.
«В 2012 году нам досталась в наследство очень тяжелая ситуация в судебной системе», — ответил Бахтадзе. По его словам, правительство начало процесс трансформации, провело три волны успешных реформ, и сейчас готовится к четвертой волне. Премьер-министр признал, что проблемы в судебной системе есть, но вновь заявил о «тяжелом наследстве».
Несколько депутатов ПАСЕ поинтересовались у Мамуки Бахтадзе и ситуацией со списанием банковских долгов более 600 тысячам гражданам Грузии в период президентских выборов 2018 года. Премьер заявил, что инициатором такого шага был он сам. По словам главы кабмина, эта идея пришла ему в голову еще во время работы министром финансов, и она никак не связана с президентскими выборами.
Еще один вопрос, заданный Мамуке Бахтадзе, касался похищения в Тбилиси азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы. «Это интересный вопрос. Конечно, мы находимся в координации с азербайджанской стороной. В расследовании есть прогресс. Дать оценку я смогу, когда оно завершится», — заявил премьер.
Спросили у грузинского премьера и о том, почему в 2018 году в Тбилиси из-за угроз ультраправых активистов была сорвана антигомофобная акция представителей ЛГБТ-сообщества. «Это маргинальные группы, которые есть во всех странах. Будьте уверены, что в Грузии – максимально высокий стандарт защиты прав человека на законодательном уровне», — ответил Бахтадзе.