Из тбилисского парка Европы доносится качественный «флоу» на чистом английском. В рэп-терминологии «флоу» — это скорость, с которой исполнитель читает свой текст. Сопровождает «вординг» живое хип-хоп звучание. В толпе — яркая грузинская молодежь. Те, кого люди постарше называют «совсем другими» и «свободными». Их легко определить по непринужденному стилю в одежде: броско, но без присущей предкам вычурности. Но каждый образ — это своего рода манифест той самой новой Грузии, которая родилась после развала СССР.
Эта публика догоняет звучачащий со сцены речитатив на английском языке. Вся атмосфера наводит на мысль, что в столицу Грузии прибыла какая-то известная западная группа. На сцене порядка восьми человек. Барабаны, гитары, саксофон. Толпа движется в такт синтезу хип-хопа, джаза и фанка.
Но на сцене — не гости. Играют свои ребята. Молодые, талантливые, симпатичные. Миллениалы и поколение Z.
Грузинская группа MokuMoku в прошлом году делила одну площадку с легендарными Depeche Mode, Arctic Monkeys, Rag’N’Bone, Dua Lipa, Massive Attack.
Перед выступлением я встречаюсь с фронтменом — Тато Русия. В 2018-м грузинский Forbes включил его в список выдающихся музыкантов в возрасте под 30.
Мы стоим в тенте, который перед концертом служит и гримеркой, и местом сбора многочисленной группы. Сложно представить, что эти сумасбродные ребята в разноцветных худи скоро поднимутся на сцену и исполнят качественную музыку не для масс.
Детство
Тато родом из Абхазии. Его биография во многом похожа на те истории, что рассказывают семьи, чью жизнь изменила война. Повидав много трудностей, Тато начал строить свою жизнь сам и сам стал диктовать судьбе свой ритм.
Он родился после войны в Абхазии и до 12 лет жил в российском городе Владимире. Позже переехал в Тбилиси. О детских мечтах предпочитает не вспоминать. Говорит, быть ребенком было намного круче. Со взрослой жизнью пришлось находить свое место в мире. Место нашлось. На сцене.
Тато вырос на коллекционных музыкальных кассетах, которые его отец приносил домой из магазина. Папа продавал диски, фильмы – все то, что имело спрос, пока в нашу жизнь не пришел интернет.
В 15 лет начал писать музыку на компьютере, а спустя год ему купили гитару. Серьезно за музыку Тато взялся, будучи уже студентом. Начал читать рэп и писать лирику для группы Gravity, которую создал с единомышленниками.
В 2013 году его другу Джею пришла в голову идея создания проекта MokuMoku. На начальном этапе писали инструментальную музыку. Затем добавили вокал. Родился и первый альбом Blues Build The Temple. Сейчас количество выпущенных дисков равно трем.
«Я думаю, все сложилось так, как мы и задумывали. Получилось довольно успешно. Наша самая сильная сторона — инструменталисты. Они создали то, что на сегодняшний день является формулой успеха для нашей группы».
Шоу-бизнес в Грузии
Но как измеряется успех музыкальной группы в стране, где индустрии как таковой нет? В мире MokuMoku все просто. Тато говорит, что для него успех — когда дело жизни приносит удовольствие, позволяет держаться на плаву и не дает грустить.
Главное достижение для MokuMoku — любовь тех, кто приходит на концерты, покупает и скачивает музыку. Любовь слушателей.
Грузинское музыкальное пространство в основном переполнено стереотипными, иногда стандартными мелодиями и лирикой. А то, что принято считать традиционным грузинским звучанием, вряд ли привлечет внимание поколения Z.
Возможно, именно в этом и заключается секрет MokuMoku. Они читают на языке своего поколения.
Тато признается, что мысли «завязать с музыкой» у него возникали. И дело не в творческом кризисе, а в финансах. На одну музыку в Грузии прожить сложно.
«Заставлять себя делать то, для чего ты не предназначен и не запрограммирован с детства, — мазохизм и дилетантство. Половина группы работает в абсолютно разных сферах. У кого что получается – кто-то брокер на фондовой бирже, кто-то — IT-специалист, у кого-то — свой бизнес. Но нас объединяет одно любимое дело», — делится он.
При этом Тато уверен, что с точки зрения финансовой MokuMoku, на общем фоне, проект успешный. Исполнители получают неплохие гонорары за живые концерты.
«Мы чувствуем, что это очень хорошее дело, когда ты предлагаешь слушателю созданную тобой программу, и он слушает это, платит деньги. И эти деньги, опять же, идут на наши дела, инструменты и записи, на различные затраты группы. Такая прибыль очень полезна», — рассказывает музыкант.
Do it yourself
У коллектива никогда не было продюсера. MokuMoku своего рода представитель субкультуры DIY (Do it yourself — сделай себя сам). Они независимые и амбициозные. По словам Тато, хороший продюсер — редкость, а в Грузии особенно.
Группа разработала для себя даже некоторую схему работы без продюсера. Совместными усилиями создан некий «условный виртуальный продюсер, который решает все вопросы».
Новые технологические возможности позволяют музыкантам в домашних условиях с минимальными затратами создавать интересный продукт.
«Часто приходится контролировать свой звук, свой менеджмент. Потому что все это в твоих интересах. Конечно, ты можешь кого-то нанять и не заниматься этим, просто делать музыку. Но в нашем случае это неоправданно. Нужно быть и там, и там».
Об общей музыкальной хип-хоп обстановке в стране Тато отзывается положительно. Процесс генерирования новых музыкальных идей не стоит на месте. Но серьезной конкуренции не чувствуешь.
«Я бы не назвал развитие музыки в нашем городе конкуренцией. Это, скорее, сосуществование, содружество», — считает Тато.
По словам лидера группы, у альтернативной музыки в Грузии всегда была своя дорога и всегда были свои слушатели. Можно найти все. Если начать искать. «У нас создается альтернативная музыка, новая музыка. Но знают ли люди об этом — другой вопрос. Потому что наша с точки зрения аудитории в Грузии слишком мало людей. Таких слушателей за границей сто тысяч, здесь их — десяток».
Менеджер группы Кока Гогохия считает, что сложность в достижении большей популярности в Грузии заключается в отсутствии платформы, на которой может звучать музыка.
«Нет хороших клубов, где можно сыграть, нет телевизионной, радио-площадки. Главная проблема — отсутствие в стране хороших платформ. Однако, думаю, это вскоре решится. Музыка набирает популярность благодаря маленьким клубам и сценам, которые дают шанс устроить свои концерты. Например, Mtkvarze, Drama Bar. Но появление сильных медиа-платформ для распространения музыки позволят побороть главную проблему и повысить популярность грузинских музыкальных продуктов».
Фестивальная жизнь
Растущие цифры в интернете и хорошая посещаемость концертов. MokuMoku в этом году примет участие в Tbilisi Open Air. Группа сыграет перед выходом на сцену популярной шотландской команды Franz Ferdinand.
MokuMoku сумели добраться и до западной аудитории. Участие в одном из ведущих фестивалей рок, поп и альтернативной музыки в Европе Mad Cool Festival в прошлом году случилось очень спонтанно. Ребята успели забыть, что подавали заявку на участие, как им вдруг сказали: «Соберете определенное количество голосов — мы вас ждем». Собрали. Отправились в Мадрид. Выступили на сцене перед двумя сотнями тысяч людей.
«Выступать на одной сцене с гигантами мировой музыки — это чувство можно сравнить с тем, когда грузинское кино впервые попало на Каннский фестиваль, или первый отечественный продукт стал топовым на Fashion Week. Незабываемо. Нас положительно приняли «прихожане» фестиваля», — вспоминает Тато.
Студия
Некоторое время группа испытывала «студийный кризис». С появлением новых инструментов процесс записи становился все более проблематичным. Коллектив поменял много студий; ни одна не давала возможности играть всем одновременно. Но спрос породил предложение. Появилась звукозаписывающая студия Gvaji Records, которая это позволяет. Здесь MokuMoku пишет очередной альбом.
Несмотря на то, что музыка превратилась в товар и продукт массового потребления, а музыкальная индустрия — в странах, где она существует — оперирует миллиардными суммами, Тато первостепенным считает, как бы это банально ни звучало, — работать для души.
«Я считаю так: если ты создаешь продукт, у продукта должно быть столько финансовой пользы, сколько ты вкладываешь, будь то труд или финансы. Если они покрывают, уравновешивают и ты не идешь в убыток, то фактически ты ничего не теряешь, а, напротив, делаешь то, что радует твое сердце. Это главное».
Будущее MokuMoku
Участники группы видят свое будущее в заграничных гастролях, записях альбомов, съемках клипов и путешествиях. Они хотят увидеть мир и дать миру возможность услышать себя.
Так что, если вы еще не познакомились с музыкой MokuMoku в небольших тбилисских клубах, возможно, стоит с этим поспешить. Успеть, пока эти ребята в своем искреннем стремлении творить, несмотря на отсутсвие в Грузии полноценной музыкальной индустрии, не нашли свой путь к мировым площадкам.