Тридцать лет назад умирающая советская империя напала на народ Грузии. И 9 апреля 1989 года страна начала свой путь к независимости, свободе и демократии. Об этом посол Грузии в США Давид Бакрадзе написал на страницах американского издания The Washington Post.
«Мы стали свидетелями невероятной жестокости. Российские солдаты избивали безоружных граждан саперскими лопатами. Они никого не щадили, нападая даже на тех, кто бежал. Они использовали слезоточивый газ и газ CS – химическое оружие. Многие демонстранты отравились, другие – погибли. В результате был убит 21 грузин, в том числе 17 женщин, три из которых – не старше 16 лет», — пишет дипломат.
«В последующие несколько дней советские СМИ утверждали, что эти молодые мужчины и женщины были ответственны за разжигание межнациональной розни и угрожали общественной безопасности, что они пытались свергнуть правительство. Но мы знали правду».
По словам Давида Бакрадзе, участники демонстрации 9 апреля погибли, потому что, как и многие грузины, больше не могли мириться с заключением тюрьме советской империи: «Они стремились вернуть независимость от Москвы и управлять страной в условиях демократии. Их единственным оружием были их голоса».
Вспоминая события 1989 года, посол отмечает, что тогда учился в школе №1 – Первой классической гимназии. По словам дипломата, будучи в самом сердце событий, он, безусловно, слышал «шум разрушающейся империи» не так, как его слышали ученые и историки в других концах планеты. «Нам было достаточно ощущения свободы на улицах», — вспоминает он.
«Сегодня, посещая свою старую школу, я встречаю учеников с ценностями западной цивилизации. Атрибуты демократии, к которым мы так стремились 30 лет назад, — свободные выборы, независимые СМИ, правление, основанное на защите прав человека, свободы вероисповедания, передвижений и высказываний и празднование того, что мы – грузины, — стало обычным делом для них», — пишет посол в США.
«9 апреля 1989 года ознаменовало новое начало для моей страны. Оно спровоцировало драматичный цивилизационный выбор, которые не может быть отвергнут даже в условиях оккупации Россией 20% территории Грузии», — заключает Давид Бакрадзе.