«Альянс патриотов» вновь удивляет количеством людей, собирающихся на их мероприятия. Либеральная оппозиция обвиняет власти в неформальной поддержке правой партии и мобилизации человеческого ресурса. Но это не отменяет того, что Дворец спорта переполнен. Более 10 тысяч избирателей рукоплещут лидерам альянса. Все как один по призыву поднимают вверх листы бумаги. В знак поддержки и согласия с идеями политиков. Судя по реакциям, собравшиеся — за агрессивную риторику против НАТО. За нейтралитет и ослабление оборонной системы Грузии.
«Пацифистские лозунги» чередуются с призывами «патриотов» поддержать семьи в их желании начать малый бизнес. Идея, конечно, добрая, но популистская. О ней партия писала в своей избирательной программе перед парламентскими выборами 2016 года. До того, как впервые получила депутатские мандаты.
В соответствии с предвыборными обещаниями, ежегодно «патриоты» намеревались выделять на благие цели 4% ВВП. На эти средства порядка 8000 семьей могли бы начать свои бизнес-истории.
Но у этой истории есть и политическая составляющая. С трибуны Дворца спорта лидеры «Альянса патриотов» рассказали, как достичь экономического благосостояния за счет обороны, и почему интеграция в Североатлантический альянс не должна быть приоритетом для Грузии.
Какачия: ошибка, что евроинтеграция Грузии — элитарный проект
«По стандартам НАТО, мы выделяем на оборону 2.2% ВВП. Страна такого типа, как Грузия, должна быть ориентирована на решение социальных проблем, а не финансировать оборону в таких масштабах», — обратилась к сторонникам Инашвили.
В партии считают, что расходы на военный сектор в Грузии не могут превышать 1,2% ВВП.
Согласно внутреннему стандарту НАТО, страны-члены должны выделять на военные нужды не менее 2% от своего ВВП. Грузии, которая стремится в альянс, рекомендуют, но не обязывают к таким затратам. Впрочем, в отличие от тех же стран-участниц блока, которых от потенциального агрессора защищает пятая статья Устава, Грузия, судя по всему, вкладывает в первую очередь в собственную безопасность, а не просто слепо идет на поводу у партнеров из Брюсселя.
«На территории Грузии нам не нужна военная база ни одной из стран», — добавляет Инашвили. Стоит отметить, что вопрос размещения иностранной военной базы в Грузии на государственном уровне никогда не рассматривался.
По мнению выпускника школы дипломатии Флетчера, специалиста по вопросам международной безопасности Звиада Адзинбая, «строительство военных баз или любое другое сотрудничество между двумя странами – прерогатива США и Грузии».
«В этот процесс не может вмешиваться ни одно другое государство. Ни у кого нет такого права, в том числе у России. Если Грузия решит принять на своей территории военные базы США, то это ее суверенное право. Страны Центральной и Восточной Европы, страны Балтии долгое время добивались размещения на своей территории американского военного контингента. Польша является хорошим примером. Их целью было не провоцирование России, а усиление собственной обороноспособности. Если же Россия считает подобные меры провокационными, это только ее проблема. В условиях, когда членство Грузии в НАТО не стоит на повестке дня, двустороннее военное сотрудничество Тбилиси и Вашингтона жизненно важно», — заявил Адзинбая.
«Альянс патриотов», между тем, обратился и к своей виртуальной аудитории. В социальных сетях партия озвучила следующие цифры.
«В этом году на проекты, направленные на усиление обороны и сотрудничество с НАТО, выделен один миллиард лари. Из них на оборону Грузии требуется 600 миллионов. На 400 миллионов мы должны закупить оружие у НАТО, а значит, потратить на НАТО! В следующем году планируют выделение одного миллиарда четырехсот миллионов. Из них 600 вновь пойдут на оборону, а 800 — вновь на НАТО. И с каждым годом эти цифры растут! А ведь могли бы в этом году подарить восьми тысячам семьей свой бизнес!», — говорится в заявлении.
«Альянс патриотов» готовится к проведению в центре Тбилиси перманентных акций протеста. Они продлятся до 15 июня. Участники намерены требовать «военного нейтралитета». Это, впрочем, тоже странно, поскольку два региона Грузии на данный момент оккупированы Россией. Власти же со всех трибун заявляют о приверженности исключительно мирному урегулированию.
Еще одним противоречием в заявлениях «патриотов» являются так называемые «затраты на НАТО». Дело в том, что таких затрат нет в природе. Учредитель Центра стратегического анализа Грузии и эксперт в сфере обороны Нодар Харшиладзе называет подобные заявления «дезинформацией и фейками».
По словам аналитика, в прошлом занимавшего должность замминистра обороны, это «НАТО спонсирует Грузию и помогает ей в процессе демократизации». А еще, подчеркивает Харшиладзе, в целом «на закупки вооружения в принципе уходят мизерные средства».
«За семь лет в общей сложности было потрачено около 10 миллионов долларов, что очень мало. В год получается 28 миллионов. Это средняя сумма. Были произведены закупки у американцев: противотанковое оружие, ПВО. Вот и все. Про 400 миллионов – это ложь. Они продают это послание избирателю, который не обладает достаточной информацией. А еще надо учитывать, что министерству обороны с каждым годом все больше не хватает бюджета».
Согласно официальным данным, в 2019 году из государственного бюджета на оборону и безопасность было выделено 875 миллионов лари. Из них более 376 миллионов — это зарплаты военнослужащих.
Манипуляцию несуществующими цифрами Харшиладзе считает «пляской под музыку московских хозяев».
«Альянс патриотов» — один из российских проектов. Поэтому их заявления вполне предсказуемы. Но обидно, что грузинское правительство поддерживает все это. Власти автобусами привозили им людей на эту встречу, собравшую более десяти тысяч человек. Возникает вопрос: насколько позиция «патриотов» совпадает с позицией «Грузинской мечты» и как они связаны? Бидзина Иванишвили (лидер правящей партии «Грузинская мечта», — прим. СОВЫ) в конце своего правления пытается выполнить обязательства, взятые перед Москвой. Идея нейтралитета не принадлежит только лишь «Альянсу патриотов» или Иванишвили. Это заказ Кремля».
Силам вроде «Альянса патриотов» можно противопоставить молодую часть грузинского общества. Тех, кто уже пользуется благами евроатлантических устремлений, считает эксперт.
«В регионе две силы. Одна – Россия, другая – Запад. Москва против развития страны. Невозможно рассматривать ее как партнера в условиях оккупации. Остается Запад, который тратит на Грузию ресурсы, пытается поддерживать ее и делать жизнь лучше. Нейтралитет равноценен отказу от западных устремлений. Получается, мы не желаем, в том числе, безвиза, гарантий безопасности НАТО… Советую всем прочитать соглашение 1994 года, по которому Россия давала гарантии Украине по Крыму взамен на отказ от ядерного оружия. Мы видим, как эта страна соблюдает соглашения. Нейтралитет на руку только России».
Тем не менее, член «Альянса патриотов» Ада Маршания пообещала, что тема военного нейтралитета теперь переместится в стены парламента. Впрочем, обсуждать вопрос невмешательства в конфликты и неучастия в военных блоках партия намерена не только с законодателями, но и в рамках «информационных встреч» «патриотов» с населением.
Ада Маршания — один из немногочисленных грузинских политиков, которые в условиях отсутствия дипотношений между Тбилиси и Москвой периодически ездят на переговоры в российскую Госдуму. Неудивительно, что тему нейтралитета, которую продвигает «Альянс патриотов», первой озвучила экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе. Тоже частая гостья в Москве.