Генеральный директор телекомпании «Рустави-2» Ника Гварамия объявил о вступлении в войну против лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили. Он утверждает, что власти вновь пытаются подчинить себе критически настроенное ТВ.
«Я давно участник этой войны, но теперь я включаюсь в нее со всеми своими возможностями. Я намерен противостоять ему [Иванишвили] политически. В какой форме – решу в ближайшем будущем. Я всеми возможными способами разорву правление Бидзины Иванишвили в Грузии. Это будет борьба за спасение не «Рустави-2», а всей Грузии», — сказал Гварамия в прямом эфире на Facebook. Он также призвал оппозиционные силы страны консолидироваться.
6 мая гендиректор ТВ также провел брифинг, на котором сообщил, что владелица 9% акций телекомпании Нино Нижарадзе подала в суд, требуя от других акционеров 26 млн лари (почти 10 млн долларов). По мнению Гварамия, это говорит о начале новой фазы атаки на телевидение, поскольку такие действия ставят целью изменение редакционной политики «Рустави-2».
«Назад в СССР»
Ряд оппозиционных партий и неправительственных организаций также увидели риски, связанные с ситуацией вокруг независимой телекомпании. «Власти очень хотят изменить редакционную политику «Рустави-2», уверена Эка Гигаури, директор грузинского офиса Transparency International. Она считает неслучайным тот факт, что всего пару недель назад спикер парламента Ираклий Кобахидзе вновь заявил о необходимости вернуть телекомпанию ее бывшим владельцам.
В свою очередь председатель Ассоциации молодых юристов Грузии Сулхан Саладзе не исключает, что иск Нижарадзе направлен на то, чтобы у «Рустави-2» оставалось меньше времени на освещение важных социально-экономических тем и правовых проблем.
Бывший оппозиционный кандидат в президенты Грузии Григол Вашадзе не сомневается в том, что ситуация вокруг телекомпании связана с желанием властей заткнуть независимые СМИ. «Так называемые власти, а в действительности – криминальная группировка Бидзины Иванишвили, начали новое наступление на свободу слова и рупор свободного слова – «Рустави-2», — заявил один из лидеров «Единого национального движения».
По словам Вашадзе, иск Нино Нижарадзе – это фейк. И цель властей – прибрать к рукам телекомпанию, «чтобы превратить ее в очередную фабрику фейков».
Бывший однопартиец Григола Вашадзе, также участвовавший в президентской гонке, Давид Бакрадзе уверен: от будущего «Рустави-2» зависит, будет ли Грузия жить как в Советском Союзе 60-х годов или в Северной Корее, либо станет свободной страной. «Продолжая нападки на «Рустави-2», власти вновь говорят нам, что Иванишвили не хочет видеть Грузию страной, где есть отличное мнение», — добавил Бакрадзе.
Власти, впрочем, настаивают: никаких нападок нет. Как заявила вице-премьер Майя Цкитишвили, обвинения журналистов – лишь попытка ввести как грузинское общество, так и международное сообщество в заблуждение.
Дело «Рустави-2»
2 марта 2017 года Большая палата Верховного суда единогласно постановила передать 60% акций телекомпании «Рустави-2» ее бывшему совладельцу Кибару Халваши, а 40% – его компании ООО «Панорама». Поскольку Верховный суд является последней инстанцией, где можно обжаловать решение, телекомпания должна была перейти во владение Халваши.
Впрочем, уже 3 марта Ника Гварамия заявил, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) выступил за приостановление исполнения вердикта грузинского суда. С тех пор дело находится в подвешенном состоянии.
«Рустави-2» – одна из старейших независимых телекомпаний Грузии. Она была основана в 1994 году. Позже активно освещала события времен «Революции роз». В годы правления Михаила Саакашвили считалась провластным каналом, но после смены власти стала одним из самых критически настроенных в отношении нового правительства медиа-ресурсов.