Служба государственной безопасности (СГБ) Грузии сообщила о том, что Малхаз Мачаликашвили мог готовить теракты. Отец Темирлана Мачаликашвили – подростка, застреленного в ходе спецоперации в Панкиси в декабре 2017 года – якобы планировал совершить серию убийств. Об этом стало известно на брифинге в СГБ.
По данным ведомства, выяснить о планах Мачаликашвили удалось в ходе мероприятий по предотвращению террористических угроз. В Службе госбезопасности заявляют, что предотвратить совершение тяжкого преступления удалось благодаря усилиям сотрудников СГБ.
Как сообщается, в настоящее время на допросе в контртеррористическом департаменте находится племянник Малхаза Мачаликашвили Морис (Гусейн) Мачаликашвили. Он, по утверждениям силовиков, должен был участвовать в совершении терактов.
Расследование ведется в рамках уголовного дела, возбужденного еще 1 июня 2018 года по статям 323 (террористический акт) и 323-1 (противоправное приобретение, хранение и использование огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств в террористических целях) УК Грузии.
Как утверждают в СГБ, основанием для заведения дела стали угрозы, прозвучавшие на акции протеста 31 мая 2018 года у здания парламента в центре Тбилиси. Тогда Малхаз Мачаликашвили публично заявил о готовности проникнуть в здание Служба госбезопасности и совершить самоподрыв. С целью проверки информации и сбора улик были получены судебные решения относительно прослушки и записи телефонных разговоров, аудио-, фото- и видеослежке. По итогам этой работы силовики пришли к выводу, что Мачаликашвили готовил теракт.
По данным СГБ, мужчина планировал совершить теракт в селе Земо Мачхаани Дедоплисцкаройского муниципалитета. Взрыв якобы должен был произойти на могиле отца бывшего первого заместителя главы Службы госбезопасности Иосифа Гогашвили, когда он и сопровождающие его люди пришли бы на кладбище.
«В соответствии с доказательствами, собранными в процессе расследования, беспорно подтверждается, что 23 марта 2019 года лично Малхаз Мачаликашвили поручил Морису Мачаликашвили отойти от всех других дел и заняться только одним человеком – Иосифом Гогашвили. Морис Мачаликашвили должен был установить место жительства и маршруты Иосифа Гогашвили, а также отправиться на кладбище села Земо Мачхаани с тем, чтобы установить местонахождение могилы отца Иосифа Гогашвили и сделать фотографии. На основе собранной информации Малхаз Мачаликашвили должен был спланировать другие мероприятия».
7 мая на допрос в Службу госбезопасности был вызван и сам Малхаз Мачаликашвили, но тот в ведомство не явился. «Соответственно, в его отношении будут приняты меры, предусмотренные в таких случаях процессуальным законодательством», — добавили в СГБ.
О реакции Малхаза Мачаликашвили читайте здесь.
Дело Темирлана Мачаликашвили
Малхаз Мачаликашвили не раз заявлял, что готов пойти на крайние меры, чтобы добиться справедливости в расследовании убийства его сына Темирлана. Спецоперация силовиков, в ходе которой тот был застрелен, прошла в Панкисском ущелье 26 декабря 2017 года. Тогда силовики задержали четырех человек, заявив, что те связаны с Ахмедом Чатаевым, погибшим в ходе масштабной операции в Тбилиси 21-22 ноября.
Смерть парня из Панкиси: не смогли спасти или не дали выжить?
19-летний Темирлан, однако, был застрелен в своем доме в селе Дуиси. В Службе госбезопасности позже заявили, что спецназ применил «пропорциональную силу», поскольку от подростка исходила угроза – он якобы пытался бросить в силовиков гранату. Парень получил ранение в голову и спустя почти две недели скончался в больнице.
Семья Мачаликашвили настаивает на том, что их сын в момент штурма спал, а ручная граната была приобщена к делу искусственно. Как заявляла адвокат семьи, есть много улик, которые свидетельствуют о том, что в момент спецоперации в руках Темирлана ее не было.
«Теракт, а не спецоперация»
О готовности пойти на крайние меры Малхаз Мачаликашвили заявлял сразу после трагедии. Спустя год после убийства в беседе с СОВОЙ он назвал действия силовиков в Панкиси не спецоперацией, а терактом. «Нынешняя власть – это полностью криминалы, они полностью криминалы», — заявил он.
Отвечая на вопрос о том, какие шаги намерена предпринять семья погибшего в дальнейшем, Мачаликашвили напомнил, что уже год проводит уличные акции протеста: «Я хотел бы, чтобы весь мир узнал, какое страшное это преступление. Как они надо мной издеваются». Раскрыть дело, говорил отец погибшего, может помочь заинтересованность другими странами, будь то Россией, Америкой, Европой или мусульманским миром.
Тогда Малхаз Мачаликашвили также утверждал, что в обмен на молчание власти обещали ему «бешеные деньги» и комфортную жизнь за границей. Позже они якобы пытались его ликвидировать, брали шантажом. Мачаликашвили, в частности, рассказал, что в его машину пытались подбросить оружие.
«Сколько было попыток убить меня, уничтожить. Несколько раз были попытки подкупить меня деньгами или хорошей жизнью. Но этого не будет. Они убили моего единственного сына… В моем же доме, спящего в своей постели…».
Были, по словам мужчины, и грязные слухи: «Когда я прихожу на какой-нибудь рынок или в большой центр, распространяли слухи, что Мачаликашвили опасен, что он может оставить где-то взрывчатку».