В самом центре Тбилиси в палатке сидит человек, которого спецслужбы Грузии считают потенциальным террористом. Операции по задержанию уроженца Панкисского ущелья Малхаза Мачаликашвили, впрочем, никто не проводит. Но более года назад из-за аналогичных подозрений в дом Мачаликашвили в селе Дуиси ворвался спецназ. Тогда был убит его 19-летний сын Темирлан.
Больше года Малхаз Мачаликашвили требует наказания виновных в трагедии. Теперь наказание грозит ему самому – за предполагаемую подготовку убийства, по крайней мере, одного человека – бывшего первого зама Службы государственной безопасности. С тех пор, как СГБ распространила аудиозаписи, на которых голос, возможно, принадлежащий Мачаликашвили, рассуждает о теракте, новый дом мужчины – палатку на проспекте Руставели – стали штурмовать не силовики, а журналисты.
Малхаз Мачаликашвили выходит к камерам, чтобы ответить на вопросы. С каждым новым вопросом ему становится все сложнее сдерживать свои эмоции. Люди вокруг останавливаются. В конце Мачаликашвили буквально кричит: «Я вайнах, кистинец, чеченец! На моих глазах убили сына! В моем собственном доме! Моего единственного сына! Но у меня есть честь и достоинство, и вопреки всему я уважаю Грузию, стараюсь сделать все, чтобы виновные понесли наказание по закону».
С декабря 2017 года Малхаз Мачаликашвили отстаивал доброе имя своего сына, заявляя, что тот не был террористом. Сегодня ему приходится защищать свою честь. В Службе безопасности Грузии уверены: мужчина готовил теракт. Среди улик – аудиозапись разговора с племянником Морисом (Гусейном) Мачаликашвили. Из беседы следует, что Малхаз поручил племяннику установить маршрут передвижения бывшего замглавы СГБ Иосифа Гогашвили. А взрыв устроить на могиле его покойного отца, когда экс-силовик придет на кладбище.
После брифинга в Службе госбезопасности Малхаз Мачаликашвили заявил: запись сфабрикована. Впрочем, он не исключает, что некоторые фразы действительно могут ему принадлежать. Мачаликашвили признается: похожие мысли его посещали. Правда, объясняет, что происходило это, когда его выводили из равновесия.
«Когда тебя загоняют в угол, выводят из себя, всякое случается. В такие минуты появляются подобные мысли, но я нахожу в себе силы и отгоняю их. Потому что вижу сочувствие со стороны грузинского общества. Я не пойду на такое. Никаких попыток что-то совершить я никогда не предпринимал. Запись содержит отрывки из разных разговоров. Возможно, я что-то и говорил, не помню. Если из моих слов и мыслей они хотят что-то создать, превратить в преступление, я готов ответить», — сказал Мачаликашвили.
«Я не скрываю того, что хочу знать, кто мой враг. Мне интересны его все живые, мертвые, дети, внуки, предки… все поколения, мне все интересны. Не для того, чтобы их уничтожить, а чтобы просто знать, кто есть мой враг».
Мориса Мачаликашвили по делу о возможной подготовке теракта в селе Земо Мачхаани Дедоплисцкаройского муниципалитета в Службе госбезопасности допросили. Малхаз Мачаликашвили в ведомство не явился. Позже он заявил, что не знал, какого вопроса касался допрос. Иначе бы пришел.
«Меня вызывали на допрос раз пять. В четвертый или пятый раз меня допрашивали десять часов. Тогда я сказал, что отныне они меня доставят туда только силой. Потому что руки всех, кто там работает, в крови Темирлана. Любой грузин, любой житель Грузии, просто представьте себя на моем месте. Сейчас я готов явиться на допрос в любое время, поскольку знаю, по какому вопросу меня будут допрашивать».
Малхаз Мачаликашвили неоднократно говорил, что готов пойти на крайние меры, чтобы добиться справедливости в расследовании убийства Темирлана. Справедливости требует он и в расследовании дела о терроризме, фигурантом которого стал сам. По словам мужчины, если СГБ обвиняет его в подготовке взрыва, то пусть докажет: «Приобрел ли я что-то, или принес ли куда-то оружие. И вообще, имею ли я какое-то отношение к оружию».
По словам Мачаликашвили, действия Службы госбезопасности направлены на то, чтобы «замять дело Темирлана». Мужчина уверен, его пытаются упрятать в тюрьму и заставить замолчать.
Несколько месяцев назад он уже заявлял, что в обмен на молчание власти обещали ему «бешеные деньги» и комфортную жизнь за границей, а затем перешли на угрозы и шантаж. Говорил и о том, что в его машину пытались подбросить даже оружие.
Впрочем, человек, который, по версии спецслужб, мог стать жертвой Мачаликашвили – Иосиф Гогашвили – не сомневается в том, что тот способен на убийство.
«Я заявляю о том, что Малхаз Мачаликашвили на 100% потенциальный террорист».
Гогашвили также призвал прокуратуру обратить внимание не только на самого фигуранта дела, но и на «политиков, некоторых представителей неправительственных организаций, некоторых якобы журналистов, которые целенаправленно готовили этого человека к совершению преступления и распространяли дезинформацию».
Бывший замглавы СГБ не исключил и того, что некие люди, использующие Мачаликашвили и его трагедию в политических целях, «сделают с ним что-то», переведя, таким образом, стрелки на власти.
Сам Малхаз Мачаликашвили заявляет, что ему больше нечего бояться. Он обещает продолжать борьбу даже в тюрьме. «Пусть задержат меня, если я виновен. Я не прячусь. Я здесь».