Культура или политика?
«Когда в твоей стране празднуется День независимости, никак нельзя допустить, чтобы в таком крупном городе, как Батуми, люди вышли на улицы с флагами оккупанта». Так инцидент в аджарской столице расценивает гражданский активист Гига Макарашвили. Правда, сами участники шествия с такой формулировкой не согласны.
Российский ансамбль из Ростова прошелся по улицам Батуми с российскими флагами и баннером Russia. Участники и руководители коллектива заявили, что получили согласие на свое участие от организаторов. И добавили, что на фестивале представляли лишь культуру, а в политику не лезут. «Россия – не оккупант», — настаивают в руководстве коллектива, заявляя, что выступают за дружеские отношения со всеми соседями – и с Грузией, и с Украиной.
Ростовский детский ансамбль участвовал в фестивале «Золотой дельфин» вместе с гостями из еще десятка стран. Представители разных культур устроили торжественное шествие в национальных нарядах и со своими флагами. Но появление российского триколора обернулось увольнением министра культуры и спорта Аджарии Инги Шамилашвили. Отстранить ее от должности решил глава правительства Аджарии Торнике Рижвадзе, поскольку именно ее ведомство отвечало за проведение мероприятия.
Активист Гига Макарашвили подчеркивает: в Батуми не просто устроили шествие с российскими флагами, но и сделали это за бюджетные деньги.
«Они [власти России] каждый день воруют наши территории, наших людей. В это праздник мы, в том числе, чтим память людей, которые воевали против оккупации Грузии. И нужно помнить, что все, что у нас есть, – это наш флаг, наша территория, наши язык и история. И когда мы празднуем самый важный день для страны, никак нельзя допускать присутствия на улицах российской символики, тем более, когда данное шествие финансируется правительством Аджарии».
Полосатый символ Кремля
Еще один российский символ, который вызывает неприятие в Грузии, – георгиевская лента. Эта тема приобрела особую актуальность после российской аннексии Крыма в 2014 году. Молодые грузинские активисты в разных частях страны отслеживали автомобили с российскими номерами, украшенные полосатыми ленточками, требуя от владельцев снять неприемлемый символ.
В случае отсутствия автовладельцев, на машину наклеивали специальные стикеры. Если ленточка была привязана к наружной антенне, то на нее натягивался презерватив.
Многие ошибочно думают, что георгиевская лента является символом победы над фашистами во Второй мировой войне. Но поскольку ленточки появились только в 2005 году по инициативе государственного агентства РИА «Новости», они считаются символом событий не 70-летней давности, а последних десятилетий, когда Россия выступала в роли агрессора, в том числе – в Грузии.
Такое же неприятие как георгиевские ленты часто вызывает и символика советского периода. Ведь уже общеизвестно, что один из каналов действия российской мягкой силы – это акцент на общее советское прошлое стран.
Использование советской коммунистической символики в Грузии запрещено с 2011 года. Впрочем, даже в 2019-м во время празднования Дня победы 9 мая, пророссийские активисты вместе с плакатами «Мы любим Россию», несли советские флаги и портреты Иосифа Сталина.
Russia
И без надписи Russia на рюкзаке понятно, откуда приехала Лена. Четыре подруги из Воронежа пополнят статистику Национальной администрации туризма, по данным которой в первом квартале текущего года в Грузии отдохнули свыше 220 тысяч россиян.
В стране, где гостей боготворят, одежда и аксессуары с российской государственной символикой у многих вызывает раздражение. Здесь банальная футболка с надписью Russia может расцениваться как оскорбление, даже если об этом гостю никто в лицо не скажет.
Все дело в том, что Грузия последние 10 лет, а именно – после вторжения России, испытывает на себе последствия войны. «Ползучая аннексия» – это термин, который в ежедневной речи можно услышать не раз. Он описывает действия российских военных, время от времени расширяющих зону своего контроля, передвигая так называемые границы Абхазии и Южной Осетии вглубь Грузии.
О своем решении отправиться в Грузию Лена долго не размышляла. «В Инстаграме моих друзей все чаще появляются фотографии этой прекрасной страны», — рассказывает девушка.
На прямой вопрос, знает ли она об отношениях между Грузией и Россией, Лена отвечает, что слышала о войне 2008 года и долгое время не решалась приезжать. Но друзья рассказали, что к русским здесь хорошо относятся.
«За три дня, проведенных в Тбилиси, у меня ни разу не возникло конфликта из-за того, что я из России или разговариваю на русском. Надеюсь, грузинский народ понимает, что мы, граждане России, не всегда согласны с политикой своей страны и не желаем никому зла».
На риторический вопрос Лены на официальном уровне грузинское правительство ответило семь лет назад, когда по решению третего президента Михаила Саакашвили отменило визы для граждан России. При этом попасть в Россию без визы граждане Грузии не могут с 2000 года.
Just business
Пока Тбилиси и Москва делают большую политику, свой бизнес с учетом политических реалий устравиают предприниматели. Правда, таких немного.
Кетеван Нинидзе, основательница винного дома Oda, вопрос с русской речью решила радикально: по-русски здесь с вами не заговорят. Так она выражает свое несогласие с российской оккупацией. В беседе с СОВОЙ она отметила, что старается не афишировать свои принципы и ставить коллег по туристическому бизнесу в неловкое положение.
«Не хочу выставлять себя каким-то особоенным человеком. Да, у меня такая позиция, у других она иная», — делится Кетеван.
Винный дом Oda ориентирован на платежеспособного клиента. В регион Самегрело попробовать нишевое вино в основном приезжают американцы и европейцы. Кетеван говорит, что на граждан США приходится 20% клиентов. Всего же в списке посетителей представители 28 стран.
«Было несколько случаев, когда российские туристы не сумели с пониманием отнестись к нашему решению: разговарить с ними на английском языке посредством гида. Хочу отметить, что таким образом мы общаемся, к слову, с испанскими туристами», — делится Кетеван.
Она рассказывает, что по этой причине за последний период уже отказала трем группам из России.
С туристами ни слова о политике – это подход Тики Дугашвили. Год назад она открыла Винный двор №1 в Кахети. В беседе с СОВОЙ Тика рассказывает, что часто туристы из России сами выражают сожаление о сложившихся отношениях между двумя странами.
«У каждого есть своя гражданская позиция, но мы не политики. Туристы открыто выражают сожаление из-за сложившихся обстоятельств», — отвечает Тика на вопрос о том, должны ли российские туристы нести ответственность за действия Кремля.
И снова Russia
На площади Свободы я встречаю Алексея. На его бейсболке небольшими буквами написано Russia. В ней он проходит по площади свободы в Тбилиси.
Не раздумывая спрашиваю, знает ли он, что примерно в 20 км от нас находится российская военная база, – он очень удивляется.
«Да, я слышал о войне 2008 года между Грузией и Южной Осетией, и знаю, что Россия тогда тоже принимала участие, но если честно, я не знал, что на осетинской территории находится база с российскими военными. Для меня это правда новость», — недоумевает Алексей.
Мы долго беседуем о красотах Грузии и возросшем интересе к ней российских туристов.
«Очень приятно, что многие грузины находят в себе силы разделять российских политиков и обычных людей. Потому что, мы не можем отвечать за их решения. Вина народа только в том, каких политиков мы выбираем сами, а это уже совсем другой и сложный разговор. Но свою кепку с надписью я все же лучше сниму», — сказал Алексей и положил ее в рюкзак.