Ответ протестующим
На вопрос журналиста о том, есть ли главе МВД Грузии что-то сказать участникам акции, Гахария ответил, что готов поговорить с каждым из них о том, что их интересует. По его словам, главное – это послушать друг друга.
«Всем, в первую очередь, тем активным молодым людям, которые стоят на акции, не имеет значения, чего они требуют, нужно учесть и осознать одно — это огромная ответственность. Когда ты считаешь, что каждый день действуешь исходя из интересов страны, не имеет значения, на должности ли ты, занимаешь ли какую-то позицию, стоишь на акции, в полиции или ты – солдат… Когда считаешь, что твоё действие обусловлено не субъективными интересами, а всеобщими, общественными, интересами страны, мы должны научиться одному — слушать друг друга», — заявил министр.
«Защита государства»
Глава ведомства заявил, что пока свобода выражения носит мирный характер, полиция всегда будет о них заботиться. Однако, по его словам, когда акция становится насильственной и «принимает вид штурма, атаки на полицию или государственные институты», полиция обязана действовать.
«Государство, полиция обязаны действовать, защищать государство, государственные интересы и институты, чтобы эти молодые люди жили в демократической, нормальной стране, а не в хаосе. Чтобы они выросли и связали свое будущее со страной, где верховными являются закон и право, а не насилие и изменение политического строя путем физической атаки на парламент. Поэтому, подождем выборов», — заявил министр.
По его словам, выборы покажут, что избиратель наказал силу, примкнувшую к радикализации, «будь то оппозиция или правящая партия».
«Побег от ответственности»
Георгий Гахария считает, что уйти в отставку в данный момент равно убежать от ответственности.На вопрос, стоят ли протестные акции людей должности, Гахария ответил, что отставка – это самый простой выход.
«То, о чем сейчас говорят эти молодые люди, когда искренне выражают свое мнение и говорят о какой-то жалости, они пока не осознают, что значит быть на государственной службе, что значит быть министром внутренних дел в стране, подобной Грузии, и что значит, когда на парламент, который за последние 30 лет был несколько раз взят штурмом, еще раз, в третий раз нападают физически, группой, системно и организованно. Не понимают, когда, прикрываясь оккупацией конкретные политики превращают эмоции людей в атаку на здание парламента и в целях разрушения институций пытаются ворваться в парламент», — заявил Гахария.
По его словам, протестующие не осознают, что любое должностное лицо в такой момент стоит перед решением, что нужно делать, «спасти свой имидж или смириться с каким-либо компромиссом, или же принять решение, которое считаешь правильным и законным».
Разговор с Иванишвили
Председатель правящей партии Бидзина Иванишвили, по словам главы МВД, частично разделяет его позиции в связи с событиями 20-21 июля. Об этом он ему сообщил на состоявшейся встрече.
По его словам, в каких-то вопросах олигарх не разделил зафиксированную Гахария позицию.
«Я считаю, что моя основная ответственность, кроме партийной, это закон и Конституция. В той части, что это было применение легитимной и пропорциональной силы, Бидзина Иванишвили согласен, однако, как и мы, видит, что в определенных случаях были конкретные нарушения, которые необходимо расследовать», — заявил Гахария.
«Граждане были предупреждены»
Гахария подтвердил, что приказ разгона митинга отдал именно он. По его словам, это было сделано после того, как акция приняла насильственный характер.
«Я действовал в рамках Конституции и законодательства Грузии. Именно в рамках Конституции и законодательства я отдал приказ о том, чтобы полиция применила специальные средства, которые полностью прописаны в законодательстве. Основная обязанность полиции и МВД – защищать институты и правопорядок в стране», — заявил Гахария.
Глава МВД заявил, что до разгона, граждане были предупреждены четыре раза о том, что нужно покинуть территорию. «Это звучало от МВД, мэрии города, я лично выступил посредством СМИ», — отметил он.
Оранжевые пули
Применение оранжевых пуль, по словам министра ВД, допустимо. «Эти оранжевые пули не летальны и они предусмотрены законом для использования правоохранительной системой во всем мире, в том числе, и в Грузии», — отметил Гахария.
Согласно его словам, любой профессионал, который хоть немного понимает в этом, скажет, что целиться такими пулями невозможно. «Когда говорят, что они целились в глаз, это полный абсурд и ложь. Простое вранье, которое придумали», — заявил Гахария.
«Радикальные группы»
Министр также коснулся акций 8 июня. Он подчеркнул, что никакой разницы между «радикальными группами «Бокерия-Хоштария» и «Васадзе-Палавандишвили» нет».
«Когда в Пушкинском сквере собираются, возможно, с целью выразить справедливый протест и полиция просит их переместиться, так рядом агрессивно настроенные группы, а «интеллектуальная оппозиция», прикрывающаяся молодежью и их эмоциями, кричит, что «мы их не контролируем и марш обязательно должны провести», они хотят столкнуться лбами, чтобы создать еще одну напряженную ситуацию в стране. Как это назвать? Это радикальная оппозиция с непонятными амбициями», — отметил Гахария.
Дело Мерабишвили
Ведущая передачи «Реакция» напомнила министру внутренних дел об экс-главе МВД Вано Мерабишвили, который отбывает срок в тюрьме за разгон акции 26 мая.
«Помните, за что он сидит в тюрьме?.. Во время разгона митинга, когда тогдашняя оппозиция протестовала, ответом правительства было защитить государство. Не думаете, что из-за разгона 20 июня вы можете оказаться на месте Мерабишвили?».
«В жизни все может случиться», — ответил Гахария, добвив, что события 26 мая были карательными мерами в отношении мирной акции.