Минералка друга Путина?
Контрольный пакет одного из крупнейших производителей бутилированной воды «Альфа-Групп» купила в 2013 году у Salford Capital Partners Inc. Паями в фонде, управлявшем этой компанией, ненапрямую владели бизнес-партнеры Борис Березовский и Бадри Патаркацишвили.
Сегодня IDS Borjomi International объединяет офисы дочерних фирм в Грузии, Украине, России и Беларуси + представительский офис IDS Borjomi Europe в Вильнюсе, Литва. И это не только собственно «Боржоми», но и Ликани», «Бакуриани», а также «Святой Источник», «Эдельвейс», «Аляска» и пр. Аналитики оценивают бизнес IDS Borjomi в 400-500 млн долларов.
В управление «Альфа-групп» компания перешла вскоре после победы на парламентских выборах 2012 года партии «Грузинская мечта». Ее лидер – единственный грузинский миллиардер Бидзина Иванишвили – тогда называл одной из своих задач возвращение отечественной продукции на российский рынок. А уже в 2013-м «Боржоми» перешла в руки бизнесмена Михаила Фридмана. В Грузии его активы включают в себя, кстати, и сотового оператора «Билайн».
Еще в ходе переговоров о приобретении «Боржоми» российской компанией в прессе активно обсуждалась возможность возвращения продукции на российский рынок. А вскоре после того, как сделка была оформлена, Роспотребнадзор снял эмбарго. Произошло ли это с позволения Кремля – неизвестно. Но, как часто пишут СМИ, в России олигарх не может не быть приближенным к Владимиру Путину.
Агентство Bloomberg, впрочем, честь Фридмана защищает. По данным издания, он начал строить свой бизнес в конце 1980-х годов, открыв фирму по мытью окон. При Ельцине создал самый большой в России частный банк «Альфа-Банк», но после смены власти в Кремле якобы держался подальше от «дружков Путина». «Его бизнес-империя, однако, стала слишком большой, из-за чего он не смог избежать конфронтации с новым режимом», — пишет Bloomberg, призывая Запад не дискриминировать Фридмана в отместку за внешнюю политику Кремля.
Сам бизнесмен в том самом 2012 году в интервью «Дождю» называл Путина «абсолютно демократичным президентом в том отношении, что его взгляды, ценности и принципы разделяет большинство». Он также выражал уверенность, что среди российских бизнесменов много людей, которые абсолютно искренне поддерживают главу Кремля. Правда, оговаривался: «в любой стране мира, даже в самой демократической, у бизнесменов нет никакого желания входить в конфликт с властью».
В 2018 году Фридман, напротив, критиковал Путина. Правда, на закрытой встрече в Вашингтоне. В США бизнесмена пригласил эксперт Атлантического совета Андерс Ослунд, подготовивший для Белого дома доклад о том, как определить околопутинских олигархов, в отношении которых должны быть введены персональные санкции.
Авиасанкции в силе, но вино и Боржоми пока пить можно
Как сообщало тогда «Эхо Москвы», ссылаясь на источники, знакомые с содержанием беседы, на закрытом ужине Фридман раскритиковал путинский режим, заявив, что из-за крайней недальновидности президента даже высокие цены на нефть страну не спасут. Впрочем…
«Участников ужина это не впечатлило – выглядело это все равно так, как будто российские олигархи убеждали присутствовавших, что под санкциями им не место. А критика режима и дистанцирование себя от него, как известно, прием для этого самый подходящий. Правда, не всегда действенный».
В СМИ, одновременно, стали поговаривать, что в действительности Фридман и Авен отправились в Вашингтон спасать не только свой бизнес. Но в Кремле настаивали: совладельцы «Альфа-Групп» вовсе не «путинские эмиссары». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверял журналистов, что они представляли лишь одну из крупнейших российских бизнес-структур.
Интересы Грузии или России
Внешнее дистанцирование от действий политической элиты России для ее бизнес-элиты – шанс не попасть под западные санкции. Родившийся в Украине Михаил Фридман, к примеру, помимо российского, обладает еще и израильским гражданством. Живет, в основном, в Лондоне, где, по версии журнала Forbes, является богатейшим резидентом (состояние Фридмана оценивается в 15 млрд долларов). Активно работает в Европе, приобретая крупные западные компании. Тем не менее, все эти аргументы не сыграли в его пользу, когда в Вашингтоне составляли санкционный список российских олигархов.
Возможно, связи с Кремлем стали ключевым фактором и в вопросе санкций, которые, на этот раз, грозилась ввести уже Москва. Речь идет об очередном запрете на поставки в Россию грузинских вин и минеральной воды «Боржоми». После антиоккупационных акций протеста в Тбилиси и нецензурного послания к Путину от лица ведущего «Рустави-2» Георгия Габуния, в Госдуме не только пригрозили, но и проголосовали за эмбарго.
Стоит напомнить, что в 2006 году такой запрет уже был введен. Тогда поставки грузинских вин, минералки и цитрусовых в Россию были прекращены по санитарным, как уверяли в Москве, соображениям. Роспотребнадзор, к примеру, отказался от «Боржоми» из-за его несоответствия требованиям санитарных и вкусовых норм. Весной 2013 года – вскоре после смены власти в Грузии и смены руководства компании – IDS Borjomi International получила в России свидетельство о государственной регистрации и после долгого перерыва возобновила поставки минералки.
Летом 2019 года импорт продукции вновь оказался под угрозой. Вкусовые качества легендарной минеральной воды российских депутатов, правда, уже особо не волновали. Члены Госдумы, поддержав эмбарго, пытались защитить честь Владимира Путина. Последний, однако, сделал благородный жест, разрешив продавать «Боржоми» в России. Правда, не с целью поддержки приближенных олигархов, как все подумали, а «из уважения к грузинскому народу».