На Украине завершились парламентские выборы. Согласно данным нескольких экзитполов, большинство голосов набрала партия «Слуга народа» президента Владимира Зеленского — 42-44 процента. Всего, по тем же данным, в парламент прошли пять партий, в том числе «Голос» лидера группы «Океан Эльзы» Святослава Вакарчука.
Таких результатов стоило ожидать?
Президент Владимир Зеленский, комментируя результаты экзитполов, сказал, что «73 было бы лучше, но и 44 тоже неплохо» — имея в виду свой результат во втором туре президентских выборов.
Тем не менее, такой расклад дает «Слуге народа» примерно 126 депутатских мест из 450 (26 останутся свободными — на части территорий Донецкой и Луганской областей выборы не проводились). И к этому числу наверняка добавятся члены и сторонники партии, баллотировавшиеся по одномандатным округам — эти результаты будут названы позже.
Для сравнения, у занявшей второе место оппозиционной партии «За жизнь» Виктора Медведчука пока 33 депутатских места.
«Удивительными я бы эти результаты не назвал. Экзитполы совпали с результатами соцопросов, которые проводились весной и летом. Такой расклад мы ждали», — говорит Русской службе Би-би-си Игорь Колиушко, политолог и Глава правления Центра политико-правовых реформ.
Распустивший предыдущую Раду Зеленский добился своего?
На этот вопрос невозможно ответить до окончания подсчета голосов как по партийным спискам, так и в одноманданых округах.
Собеседники Русской службы Би-би-си говорят, что в реальности для окончательного ответа на этот вопрос потребуются месяцы.
«Думаю, «Слуга народа» хотел бы большего, как и явки, которая пока составляет меньше 40 процентов (итоговая составила почти 50 процентов). Их цель понятна — однопартийное парламентское большинство, без коалиций», — сказал Русской службе Би-би-си политолог Вадим Карасев.
Перед выборами эксперты говорили, что если большинства у «Слуги народа» не будет, партии придется искать союзника для коалиции. Игорь Колиушко предупреждает, что говорить о коалиции «Слуги народа» с любой другой партией пока рано. «Давайте посмотрим, когда все одномандатники определятся, наверняка среди них найдутся люди, не во всем поддерживающие президента».
В день выборов в беседе с корреспондентами Би-би-си, которые сейчас работают в Киеве, представители всех проходящих в парламент партий отвергали возможность создания коалиции.
Кто проиграл на этих выборах?
Явных проигравших нет: на грани пятипроцентного барьера в опросах балансировал только «Голос» Вакарчука, но все экзитполы проводят партию в парламент. «Люди проголосовали за изменения, и мы готовы быть частью этих изменений», — прокомментировал первые результаты сам Вакарчук.
Политологи называют предсказуемыми результаты «Европейской солидарности» Петра Порошенко и «Батькивщины» Юлии Тимошенко. В первом туре весенних выборов президента лидеры партий показали соотносимый результат — 15,9% и 13,4% соответственно против 30,2 у Владимира Зеленского.
В штабе экс-президента Петра Порошенко посетовали только на низкую явку (на президентских выборах в первом туре она составила почти 63 процента). По словам одного из лидера партии Ирины Геращенко, она «деформирует реальные симпатии общества».
В ЦИК Украины низкую явку объяснили сезоном летних отпусков — обычно выборы в Верховную раду, в том числе досрочные, летом не проводились.
Чего от этих выборов ждать России?
Позиция парламента по всем больным вопросам между двумя странами не изменится.
Пророссийской среди проходящих в парламент партий можно назвать только «За жизнь» Виктора Медведчука, который в последние дни встречался с президентом России Владимиром Путиным, премьер-министром Дмитрием Медведевым и главой «Газпрома» Алексеем Миллером.
Комментируя результат, Медведчук сказал, что против партии велась «грязная и циничная кампания».
В парламенте партия, по его словам, рассматривает возможность сотрудничества со «Слугой народа» и полностью не поддержит «проевропейские» партии Порошенко, Тимошенко и Вакарчука.
«Абсолютно такой же результат на президентских выборах показал сопредседатель этой партии Юрий Бойко — при таком же массированном информационном сопровождении, — напоминает политолог Вадим Карасев. — Больше не получилось и сейчас. Скорее всего, потому, что на востоке страны позиции Зеленского все еще довольно сильны».
«Ну, видимо, стоит признать, что примерно десяти процентам избирателей не чужды идеи этого так называемого «русского мира», — рассуждает Игорь Колиушко. — Может быть, им действительно не нравится жить в независимой Украине. Но 10 процентов — это хоть и значительное число, но не решающее».