Для меня абсолютно неприемлемо помилование убийц. Так премьер-министр Грузии, бывший глава МВД Георгий Гахария прокомментировал скандал вокруг освобождения из тюрем трех лиц, осужденных по статье «убийство». Все они вышли на свободу в соответствии с актом о помиловании, подписанным президентом Саломе Зурабишвили.
Глава государства уже объявила мораторий на помилования. Впрочем, премьер-министр Георгий Гахария считает: необходимы и законодательные изменения.
«Помилование остается дискрецией президента, но для меня абсолютно неприемлемо такое помилование убийцы полицейского и в целом убийцы, лица, совершившего тяжкое преступление. <…> Необходима общая дискуссия с участием парламента. Конечно, должны появиться какие-то фильтры, чтобы люди, осужденные из-за тяжких преступлений, особенно убийства, не были помилованы в такой форме», — сказал премьер-министр.
С критикой в адрес Саломе Зурабишвили ранее выступали в оппозиции и неправительственном секторе. С призывом пересмотреть свои дискреционные полномочия и сделать процесс более прозрачным к главе государства обратилась и Народный защитник Грузии Нино Ломджария. А 18 сентября у президентской резиденции в форме перформанса прошла акция протеста.
Кого помиловала президент?
28 августа, по случаю празднования Мариамоба – дня успения Пресвятой Богородицы, президент Грузии подписала указ, согласно которому места лишения свободы покинули 34 лица. Среди них оказались трое лиц, осужденных по статье «убийство».
Это, в частности, Рамаз Девадзе – убийца 22-летнего полицейского Тараша Мукбаниани. Преступление было совершено в Батуми в 2014 году, а годом позже Девадзе был приговорен к 12 годам тюрьмы
Второй осужденный – Аслан Бежанидзе. Он в течение 12 лет находился в розыске и был задержан по обвинению в убийстве 18-летнего Давида Отхмезури только в 2016 году. Верховный суд признал мужчину виновным и приговорил его к 6 годам и 9 месяцам лишения свободы.
Третий осужденный – Зураб Надирадзе – отбывал срок за убийство, совершенное в драке в Тбилиси в 1994 году. До 2017 года мужчина скрывался в Чехии, пока министерство юстиции этой страны не экстрадировало его на родину. Надирадзе своей вины не признавал. Но суд приговорил его к 11 годам тюрьмы.