В Тбилиси президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера с супругой ждут в воскресенье, 6 октября. Официальная церемония встречи состоится на следующий день в президентском дворце, где пройдут переговоры с президентом Саломе Зурабишвили как с глазу на глаз, так и в расширенном формате. По их итогам президенты Грузии и Германии выступят с совместными заявлениями для СМИ. Это уже вторая коммуникация глав государств менее чем за год. Германия была одной из первых стран, куда после избрания направилась Зурабишвили. Лидеры встретились в феврале 2019 года в дружеской обстановке и перед телекамерами сделали привычные заявления о партнерских отношениях между Грузией и Германией.
В ходе своего визита, Штайнмайер также проведет переговоры с премьер-министром Георгием Гахария. Эта встреча будет закрыта для журналистов. Запланированы встречи с председателем парламента Арчилом Талаквадзе и Католикосом-патриархом всея Грузии Илией Вторым.
Между тем, в грузинской общественности все активнее задаются вопросом, какова миссия Штайнмайера. Дебаты подогреваются протестной волной в Украине, где часть населения расценила согласие президента Зеленского на «формулу Штайнмайера» за предательство национальных интересов. В Тбилиси существуют подозрения, что, возможно, Штайнмайер подготовил нечто особенное и для Грузии. Тем более, что в подобной роли он уже выступал в 2008 году.
Обсуждения опровергли в грузинском МИДе. Глава внешнеполитического ведомства Давид Залкалиани заверил, что визит планировался намного раньше украинских событий.
«Это решение было принято во время визита президента Грузии в Германию, и тогда мы уже знали, что Штайнмайер посетит Грузию с ответным визитом. Мы год назад принимали канцлера Германии, что было очень важным проявлением поддержки Грузии Германией. Хочу четко заявить, что он не приезжает ни с какой инициативой, у него нет никаких предложений относительно урегулирования конфликтов», — сказал Залкалиани.
Эти слова не успокоили скептиков. Недоверие к правящей партии внутри страны появилось после того, как о встрече Залкалиани-Лавров грузинская общественность узнала от российской стороны постфактум.
«План Штайнмайера» для Грузии
В июле 2008 года глава МИД ФРГ представил в Тбилиси, Сухуми и Москве трехступенчатый план урегулирования конфликта, разработанный Группой друзей генсека ООН. Ее на тот момент возглавляла Германия. План не являлся публичным документом, но, по сообщению немецкой газеты Der Spiegel, первая фаза предусматривала мероприятия в течение года, направленные на восстановление доверия, которые также подразумевали подписание договора о неприменении силы и начало процесса возвращения вынуждено перемещенных лиц. Второй этап предусматривал начало реабилитационных работ в Абхазии, в ходе которых Берлин намеревался созвать конференцию доноров для привлечения средств. Третий этап — определение политического статуса Абхазии.
Тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили раскритиковал пункт о подписании соглашения о неприменении силы. Он назвал его «искусственной темой, так как власти Грузии не собираются использовать силу против собственных граждан». Как тогда заявлял Саакашвили, «в этом соглашении переносится внимание с основной проблемы, которая связана с процессом «открытой аннексии» Грузии».
Россия же в первую очередь требовала подписания соглашения о неприменении силы для дальнейшего обсуждения остальных аспектов подготовленного Германией плана, в том числе и о возвращении беженцев. Об этом заявлял министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. «Наши западные партнеры пытаются увязать данное требование с подписанием документа о возвращении беженцев, что абсолютно нереально на данном этапе», — добавил он, — «Тема возвращения беженцев требует сначала успокоения ситуации, восстановления доверия, и уже потом возникнет возможность эту тему в предметном плане рассмотреть».
Сухуми изначально отвергал предложенный Берлином трехступенчатый план мирного урегулирования конфликта в Абхазии, назвав его «принципиально» неприемлемым. Власти Абхазии отказались вести переговоры по статусу, заявив, что вопрос «вообще не является предметом переговоров». Ныне покойный лидер Сухуми Сергей Багапш говорил, что из предложений немецкой стороны он был готов принять только пункт об отказе от применения силы. Однако соответствующее соглашение, по его словам, Абхазия могла бы подписать только в том случае, если Тбилиси выведет из Кодорского ущелья свои вооруженные формирования.
В августе 2008 года началась российско-грузинская война. Россия признала независимость двух грузинских регионов — Абхазии и Южной Осетии и начала еще больше укреплять свою военное присутствие на этих территориях.
Достанут ли стороны «план Штайнмайера» из своих архивов, об этом вряд ли станет известно по итогам встречи в Тбилиси. Скорее всего, в ходе прямого процесса переговоров, который Тбилиси пытается начать с Москвой.