В Грузии оценили «Работу неправительственного сектора по противодействию российской дезинформации». Презентация исследования под таким названием прошла в Тбилиси. Авторы изучили деятельность НПО, исследовательских институтов и СМИ, направленную на борьбу с кремлевской дезинформацией.
Доклад подготовили гражданский активист Джаба Девдариани и специалист по международной безопасности Звиад Адзинбая. Проект был реализован при финансовой поддержке USAID.
По словам Девдариани, авторы решили провести исследование по двум причинам: «Во-первых, с 2016 года НПО стали активно работать с этой темой, поэтому спустя три года хотелось собрать всю имеющуюся информацию. Во-вторых, в 2020 году состоятся парламентские выборы. Именно в этот период усилится российская пропаганда, поскольку в это время Грузия будет уязвима».
Согласно отчету, в Грузии образовалась группа в составе 20-25 организаций, которые на протяжении последних 3-5 лет активно борются с дезинформацией, используя современные методы. Вместе с тем, авторы выделили проблемы, которые могут способствовать распространению фейков.
«Недоверие между государственным и неправительственным секторами мешает совместной борьбе с дезинформацией»
«Исследование показало, что политики и НПО по-разному определяют понятие «дезинформации». У них нет полной картины о масштабах угрозы», – говорится в отчете.
Также в исследовании отмечено ослабление доверия граждан по отношению к демократическим институтом. Политическая элита давно не отвечает требованиям общества. Об этом свидетельствуют и социсследования, отражающие уровень доверия людей к действующим партиям. «Трещина между гражданским обществом и правительством увеличивается. Либеральные гражданские организации не верят, что правительство Грузии намерено всерьез бороться с дезинформацией».
Авторы выявили, что в сознании грузинского общества и в политике глубоко укоренились «теории заговоров», что, тем самым, облегчает распространение дезинформации. По их словам, для многих граждан Грузии «Россия неприемлема и является врагом, но приемлемость теорий заговоров делает их уязвимыми перед российской дезинформационной тактикой».
«Российская пропагандистская машина распространяет послания, которые усиливают антизападные, антиглобалистские и ксенофобные настроения»
Самыми эффективными методами российской дезинформации авторы считают запугивание и введение в заблуждение. «Несмотря на то, что 80% населения поддерживают интеграцию в НАТО, примерно четверть опрошенных по-прежнему верит некоторым российским нарративам. <…> Грузины ментально готовы разделять фундаментальные принципы российской дезинформации», – говорится в документе.
Девдариани и Адзинбая выделили внутренние и внешние риск-факторы, способствующие распространению фейков. По их словам, к таким рискам относится рост антиглобалистских и ультранационалистических настроений в самих западных странах; недостаточная коммуникация правительства с населением и НПО; растущая зависимость Грузии от российских туристов, инвестиций и торговли; высокий уровень бедности и неэффективное местное управление.
Грузия должна создать национальный нарратив, основанный на ценностях свободы и демократии
По итогам исследования авторы выработали некоторые рекомендации. По их мнению, уязвимость перед российской мягкой силой достаточно высока для того, чтобы Москва реализовала свою стратегическую задачу по «краже государства». В отчете говорится, что Грузия должна создать национальный нарратив, основанный на консенсусе широких общественных масс, на ценностях свободы и демократии.
Девдариани и Адзинбая говорят и о «дефиците единства» между государственными и негосударственными акторами, призывая незамедлительно его компенсировать. Также необходимо правильно идентифицировать уязвимые группы и нацелиться на изменение ситуации.
В выработанных авторами рекомендациях подчеркивается: правительство должно четко сформулировать государственные ценности и признать дезинформацию национальной угрозой во всех стратегических документах. В свою очередь неправительственные организации и исследователи должны расширить поле коммуникации, улучшить качество данных и продолжить работу по созданию национальных нарративов.