Золотые прииски под горой Амулсар должны были принести бюджету Армении сотни миллионов долларов в виде налогов. Однако амбициозный проект офшорной компании «Лидиан», который начали развивать еще при старой власти, вызвал масштабные протесты экологов и местных жителей.
Теперь простого решения нет, и правительство Никола Пашиняна оказалась перед выбором между внутренним политическим кризисом или потерей крупного инвестора. В «Лидиан» говорят, что готовы судиться с Арменией.
Базирующаяся в Колорадо «Лидиан» (зарегистрирована на Джерси) нашла золото под горой Амулсар еще в 2006 году. Инвесторы рассчитывают на миллиардные прибыли.
Но экологи и местные жители боятся, что рудник создаст угрозу экосистеме крупнейшего в регионе пресного озера Севан и экономике курорта Джермук, известного поставками минеральной воды для Кремля.
Из-за протестов работа «Лидиан» парализована с прошлого лета, а в компании готовы судиться с Арменией.
- Пашинян секретно удвоил зарплаты министрам. В Армении возмутились
- Ученые: 12 лет, чтобы спасти планету от климатической катастрофы
- Армянские экологи встретили принца Чарльза протестами
Весной 2018 года правительство Сержа Саргсяна, давшее лицензию «Лидиан», ушло в отставку после массовых протестов.
Под лозунгами борьбы с коррупцией к власти пришли молодые оппозиционеры во главе с Николом Пашиняном, с подозрением смотревшие на контракты своих предшественников.
Новая власть больше года разбиралась в споре вокруг месторождения. Когда осенью этого года Пашинян решил, что препятствий для работы рудника нет, было поздно: все дороги к Амулсару заблокировали местные жители и экологи, сумевшие мобилизовать широкую коалицию.
Против разработки месторождения выступают как леволиберальные круги, так и радикальные националисты. Им сочувствуют и некоторые чиновники в правительстве, и депутаты правящей фракции, несогласные с позицией премьера.
Спор осложняет и иностранное давление — дипломаты США и Великобритании поддерживают позицию «Лидиана».
«Дальше так продолжаться не может, — сказал временный глава «Лидиан» Эдвард Селлерс Русской службе Би-би-си. — Если правительство не примет меры, компания не сможет привлечь финансирование и будет вынуждена либо продать бизнес, либо судиться. Мы бы не хотели ни того, ни другого. Но у нас может не оказаться другого выхода».
«Армения готова к любому развитию сценария, в том числе к возможному арбитражу», — сказал пресс-секретарь премьер-министра Армении Владимир Карапетян.
«Лидиан» была основана в середине 2000-х с видами на добычу золота в Турции, на Балканах и Южном Кавказе, однако Амулсар остался ее единственным действующим проектом.
В компании утверждают, что уже потратили больше 400 млн долларов на армянское месторождение. Ее долги превысили 360 млн долларов.
Возможен ли арбитраж?
У «Лидиан» сложная структура для компании, которая еще не приступила к основной деятельности — добыче и продаже золота. Кроме головной организации на Джерси и филиала в Армении, зарегистрированы дочерние компании в США, Англии, Канаде и на Британских Виргинских островах.
Отделения в Канаде и Англии были зарегистрированы в августе 2018 года, с разницей в один день: 28 и 29 августа соответственно. Это произошло вскоре после того, как представители «Лидиан» впервые публично озвучили планы арбитражного разбирательства.
В июне 2018 года активисты заблокировали все дороги к Амулсару, и к августу стало ясно, что новая власть не готова разгонять их силой.
Когда в марте 2019 года компания официально уведомила правительство Армении о подготовке иска в международном арбитраже, она сделала это именно от лица канадского и английского филиалов.
Двусторонние инвестиционные договоры Великобритании, как правило, не распространяются на компании из ее заморских территорий, таких как Джерси, рассказал Александр Милнер, юрист лондонской Fountain Court Chambers.
На вопрос Би-би-си, были ли отделения открыты специально для того, чтобы судиться с Арменией, временный глава «Лидиан» Эдвард Селлерс ответил, что есть много причин, почему структуры в Лондоне и Торонто выгодны для компании, но он не может раскрывать деталей.
Иск от зарегистрированных после начала конфликта юридических лиц неизбежно столкнется с трудностями, по мнению Сергея Усоскина, эксперта по международному арбитражному праву и партнера фирмы Double Bridge Law.
Изменение корпоративной структуры в целях подачи в арбитраж может быть квалифицировано как злоупотребление правом (англ. abuse of process) и стать основанием для отказа в иске, считает Усоскин.
Преследование компаниями исков, зарегистрированных после возникновения спора, может сопровождаться рядом сложностей, включая прекращение разбирательства, что зависит от конкретных положений и обстоятельств в каждом деле, добавляет Анна Козьменко, партнер швейцарской юридической фирмы Schellenberg Wittmer.
Бесплодная гора
Амулсар переводится с армянского как «бесплодная гора». Она находится на исторических землях Сюника, где в средневековых университетах Гладзора и Татева монахи изучали Аристотеля, Платона, Фому Аквинского и Ибн Сину, а сюникские князья воевали с монгольскими, турецкими и персидскими завоевателями.
После падения первой армянской республики в 1920 году Сюник некоторое время оставался последним оплотом противников большевизма.
В 2006 году «Лидиан» начала разведку Амулсара. Представители компании рассказывали, что собираются построить в Армении прииск мирового образца.
«Мы превращаем лосиное пастбище в золотое месторождение», — хвастался первый глава «Лидиана» Тимоти Кафлин.
Вскоре, однако, начались протесты экологов и местных жителей, обвинявших компанию в загрязнении местных водоемов и создании угрозы для озера Севан — крупнейшего пресного водоема Кавказа. Амулсар лежит вблизи от трех рек и двух искусственных озер, связанных с Севаном.
Жители прилегающих к Амулсару районов боятся, что регион станет непригодным для жизни. Как утверждает Эдгар Варданян, политолог из Еревана и главный редактор издания Detector.am, позиция местных жителей заключается в том, что их мнение проигнорировали, когда давали лицензию на разработку амулсарского рудника.
Неподалеку от Амулсара расположен Джермук — знаменитый спа-курорт и минеральный источник. Компания «Джермук» является официальным поставщиком минеральной воды для Кремля. Представители туристической отрасли города выступают против работы месторождения, о чем они сообщали в открытом письме к правительству.
«Люди годами инвестировали, строили рестораны и гостиницы. Если будет причинен вред экологии, рабочие будут увольняться, их будут сокращать, и правительство должно оценить эти риски», — рассказал Русской службе Би-би-си Нарек Мирзоян, директор центра развития туризма в Джермуке.
С июня 2018 года все дороги к месторождению заблокированы жителями Джермука, которые сумели полностью парализовать работу «Лидиана».
Временный глава компании Селлерс рассказал Русской службе Би-би-си, что, по его личному мнению, за блокадой могут стоять не местные жители, а либо международные экологические активисты, либо конкуренты по отрасли. Похожие обвинения недавно повторил и вице-премьер Армении Тигран Авинян.
Опрошенные Би-би-си эксперты говорят, что, хотя конкуренты могли поспособствовать протестам, главная инициатива принадлежит местным жителям и известным экологам.
«Никаких доказательств (вмешательства конкурентов) не существует, — говорит Варданян. — К тому же основные активисты — люди, известные обществу, прошедшие через множество протестных кампаний, живущие простой жизнью».
У экологов особенное беспокойство вызывают планы «Лидиана» использовать цианид натрия для выщелачивания золота.
Утечка цианида с золотого рудника в румынском Бая-Маре в 2000 году считается самой страшной экологической катастрофой в Европе после Чернобыля.
Она затронула жителей трех стран, а ядовитые вещества попали в Дунай и его приток Тису, убив сотни тонн рыбы и поставив под угрозу поставки воды для более чем 2,5 млн человек.
Сейчас использование цианида запрещено в Венгрии, Германии, Турции и Чехии, ряде штатов США и провинций Аргентины.
Из-за жалоб местных жителей в 2017 году «Лидиан» лишился одного из инвесторов — Международной финансовой корпорации (МФК, структура Всемирного банка), которая одно время владела 15% акций компании.
Джермукцы и активисты пожаловались в аппарат омбудсмена Всемирного банка в Нью-Йорке, что при оценке воздействия месторождения на город учитывались только экологические факторы, но не влияние на туристический бизнес спа-курорта.
Внутреннее расследование подтвердило эти предположения, а также заявления жителей деревни Гндеваз у подножия Амулсара.
В частности, в 2007-2013 годах МФК не получала от «Лидиан» достаточной информации об экологических и социальных рисках и не отправила в Армению специалиста для проверки, сообщалось в отчете аппарата омбудсмена.
После выхода расследования МФК вывела средства из проекта. Акции «Лидиан» она продала еще раньше.
Полмиллиарда в убытках
Хотя «Лидиан» еще не получила никакой прибыли, ключевые акционеры менялись несколько раз.
Сейчас компанией владеют инвестфонды и частные лица, из которых самыми крупными акционерами являются Resource Capital Fund (32%), Orion Capital Management (11%) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
В ЕБРР заявили, что проект соответствует международным нормам, стандартам банка и армянскому законодательству. В банке ожидают решения министерства окружающей среды Армении.
Прочие держатели акций — юридические и физические лица из-за пределов Армении, по словам Селлерса. Инвестфонды Resource Capital Fund и Orion Capital Management не раскрывают, кто стоит за ними и кому реально принадлежат их акции в «Лидиан».
Компания уже потратила в Армении более 400 млн долларов, из них половину — на обустройство рудника и закупку машин и оборудования. Деньги в виде акционерного капитала и кредитов в основном предоставили два главных владельца, RCF и Orion.
«Более 400 млн долларов были вложены в проект. Люди попросят нас попытаться вернуть эти деньги, — говорит Селлерс. — И мы не сможем сказать «нет» и не попытаться взыскать более 400 млн долларов. Когда, где и на каком основании это случится — пока не ясно. Но компания готова пойти по такому пути, если нас вынудят».
«Грязные пиар-трюки»
Недоверие к «Лидиан» вызывают и скандалы, которые Брэдли Жардин, научный сотрудник Института Киссинджера при Центре Вудро Вильсона в Вашингтоне, охарактеризовал как «грязные пиар-трюки».
Местные журналисты уличили «Лидиан» в том, что компания привозила в Армению и приглашала на встречи с правительством экспертов, имеющих финансовые или родственные связи с ее руководством. Эти связи не раскрывались, а ученых представляли как независимых международных экспертов.
В октябре 2017 года в Ереване при участии «Лидиан» было запланировано выступление менеджера Аарона Стигса о безопасных и современных практиках горнодобывающей промышленности.
Для события была выбрана одна из самых престижных площадок — Американский университет в Армении, получающий поддержку от правительства США. Нигде не указывалось, что Стигс женат на дочке вице-президента «Лидиана» Боба Карро. После протестов эко-активистов событие было отменено.
В январе 2018 года представители компании пришли на встречу с министром экологии Армении в сопровождении Ларри Брекенриджа, который был представлен как «независимый международный эксперт«.
Однако Брекенридж — старший инженер компании Global Resource Engineering, у которой «Лидиан» заказала как минимум три экологических отчета по Амулсару.
Тест для Пашиняна
Природа протеста — как экологическая, так и политическая: сомнения насчет Амулсара были тесно переплетены с недовольством прежним президентом Саргсяном.
В Армении многие уверены, что бывшие власти дали разрешение на разработку месторождения в рамках каких-то коррупционных схем, говорит политолог Варданян.
Многие активисты из числа тех, кто первыми откликнулся на призыв Пашиняна выходить на митинги в апреле 2018 года, выступают против разработки месторождения. Амулсар, по мнению Жардина из Института Киссинджера, стал тестом Пашиняна как прогрессивного политика и воплощением духа бархатной революции.
Сам Пашинян признавался, что не одобрил бы этот проект, если бы вопрос о концессии решался сейчас. Однако лицензия была выдана его предшественником, и правительство оказалось в тупике.
Тем более, что премьер обещал совершить и «экономическую революцию», а «Лидиан» обещает, что рудник за 11 лет эксплуатации принесет в бюджет больше 400 млн долларов через налоги и другие отчисления.
Пресс-секретарь премьера заявил, что сейчас правительство ждет результатов проверок в Амулсаре, которые проводятся инспекцией по охране природы.
Иностранное давление
Еще один фактор в сложном уравнении Амулсара — поддержка «Лидиан» со стороны посольств США и Великобритании.
«Я давно слежу за политикой США на постсоветском пространстве, и я был поражен откровенностью заявлений по данному вопросу», — рассказывает американский эксперт Джошуа Кучера, редактор отдела Кавказа издания Eurasianet.
Бывший посол США в Армении Ричард Миллс в прощальной речи в октябре 2018-го заявил, что блокировки дорог к Амулсару могут серьезно испортить привлекательность Армении для международных инвесторов.
«Я знаю, что премьер-министр и его старшие советники понимают мое беспокойство и пытаются сбалансировать соперничающие интересы и найти решение, — заявил Миллс. — Я призываю их сделать это быстро и таким образом, который обеспечит, что будущее проекта будет решаться в рамках закона».
Публичные заявления американского посла — необычно резкие по сравнению с тем, что принято говорить в схожих обстоятельствах, считает Джошуа Кучера.
«С начала протестов против разработки Амулсара посольство США призывало все стороны избегать насилия и стремиться к решению в рамках закона. Мы надеемся, что правительство Армении и «Лидиан» изучат все возможные варианты для взаимно приемлемого, дружественного и скорейшего урегулирования», — ответила пресс-секретарь посольства США в Ереване в ответ на запрос Би-би-си.
О поддержке, которую Великобритания оказывает компании, свидетельствуют дипломатические документы.
Из переписки британских дипломатов в Армении и руководства «Лидиан» следует, что менеджмент годами тесно общался с посольством, совместно устраивая лекции, семинары и даже празднование дня рождения королевы.
Документы были опубликованы изданием OpenDemocracy, получившим доступ к переписке в рамках британского закона о свободе информации.
«Британские посольства помогают британским компаниям развивать бизнес по всему миру. В этом качестве британское посольство в Ереване сотрудничает с британскими компаниями, действующими на армянском рынке. Мы уважаем решение правительства Армении получить собственные гарантии относительно разработки Амулсара», — сообщило британское посольство в ответ на запрос Би-би-си.
Споры в правительстве
Собеседники в парламенте и правительстве Армении рассказали Би-би-си, что принятие решения по Амулсару вызвало внутренние споры среди новой власти. Эти споры привели к серьезным противоречиям.
Группа депутатов, настроенных против эксплуатации рудника, поднимала эту тему на закрытых встречах правящей фракции «Мой шаг» с Пашиняном.
Во фракции принято спорить за закрытыми дверями, но публично выражать несогласие с линией правительства не поощряется. Голосует правящая фракция тоже единогласно.
На встрече фракции в разгар уличных протестов против «Лидиан» несогласные депутаты представили свои аргументы руководству фракции. У них возникло впечатление, что Пашинян их услышал.
Однако вскоре премьер вновь заявил, что законных оснований для препятствий работам на Амулсаре нет, и призвал местных жителей разблокировать дорогу к руднику. Те проигнорировали это требование.
«Похмелье после эйфории»
Согласно последним оценкам «Лидиан», если блокада будет снята, к весне, когда сойдет снег, компания сможет возобновить строительство рудника, а первое золото получит в конце 2020 или начале 2021 года.
На это потребуется еще примерно 150 млн долларов вложений и около 25 млн долларов оборотного капитала.
Если «Лидиан» не сможет продолжить работу, то репутации Армении среди международных инвесторов будет нанесен серьезный ущерб, считает глава компании Селлерс.
«Международное финансовое сообщество с тревогой следит за ситуацией. Люди качают головами», — говорит он.
Премьер-министр и его заместители разделяют это опасение и в публичных выступлениях ссылаются на угрозу арбитража и страх отпугнуть иностранных инвесторов.
А пока жители Джермука продолжают блокировать дороги к месторождению вопреки просьбе премьер-министра.
«Не исключено, что после очередного безуспешного призыва разблокировать дороги власти прибегнут к силовым действиям», — считает Варданян.
На вопрос Би-би-си, рассматривается ли вариант силового разгона, пресс-секретарь Пашиняна ответил, что правительство будет действовать в соответствии с конституцией, законодетельством и с учетом всех международных обязательств.
Каким бы ни был исход этого спора, «этическая дилемма Амулсара останется тяжелым похмельем от эйфории революции», считает Жардин из института Киссинджера.
В подготовке материала участвовал Алексей Калмыков.