Вечером 19 декабря, когда президент России Владимир Путин слушал в Кремлевском дворце концерт, посвященный Дню работника органов безопасности, на здание ФСБ на Лубянке было совершено нападение. В перестрелке погиб один сотрудник спецслужбы, еще пять человек, в том числе один гражданский, получили ранения. Сначала сообщалось, что нападавших было трое, но затем их число сократилось до одного.
Нападавший был убит спецназом. Официальной информации о нем по-прежнему нет, однако СМИ, специализирующиеся на криминальной тематике, называют его имя. По их информации, это 39-летний житель подмосковного Подольска Евгений Манюров, который был юристом по образованию, пытался заниматься бизнесом и увлекался стрельбой.
Неудавшийся бизнесмен и любитель стрельбы
По данным «МБХ медиа», Манюров окончил Российскую академию правосудия, а в этом году проходил курс «Социологический анализ рекламной коммуникации» в Высшей школе экономики (ВШЭ).
Как следует из данных базы СПАРК, в декабре 2014 года Манюров зарегистрировал ИП, деятельность которого заключалась в консультировании и представлении интересов в судах, однако в апреле 2015 года он был закрыт.
Издание также обнаружило, что мужчина участвовал в соревнованиях Московского городского стрелково-спортивного клуба ДОСААФ и в конце ноября занял третье место в стрельбе из пистолета-карабина.
Изданию «Комсомольская правда» удалось поговорить с одним из тренеров стрелкового клуба ДОСААФ, где практиковался Манюров. Дизайнер стрелковых упражнений клуба Олег Солович рассказал, что Манюров занимался в клубе около трех месяцев и «стрелял плохо».
Общался, по словам Соловича, Манюров нормально, «вот только на занятия ходил в таком длинном черном плаще с капюшоном». В клубе Манюрову предлагали снимать верхнюю одежду во время стрельбы, однако тот утверждал, что ему так удобно.
По информации «Комсомольской правды», дома у нападавшего прошли обыски, в ходе которых следователи нашли семь единиц оружия. «Все зарегистрировано официально по месту жительства, всего семь стволов: газовое, травматическое, гладкоствольное, нарезное», — сказал газете член следственной группы.
Мать Манюрова сообщила телеграм-каналу Baza, что сын занимался стрельбой «года три-четыре» и «очень любил это дело».
«Общался с какими-то арабами»
Женщина также рассказала, что несколько месяцев назад Манюров уволился с работы, но продолжал каждое утро уезжать «на сопровождение».
В беседе с «Комсомольской правдой» она уточнила, что последние годы он работал сразу в нескольких охранных фирмах.
Особо близких друзей, по словам матери, у Манюрова не было, и в гости к нему никто не приходил. Женат он также не был и ни с кем в отношениях не состоял.
Со слов матери, у Манюрова не было вредных привычек, он не курил и не пил, однако в последнее время у него было «какое-то возбуждение».
«Комсомольской правде» женщина заявила, что с недавних пор сын разговаривал с кем-то по телефону на английском языке. «В последнее время не работал, общался с какими-то арабами по телефону, я ничего не понимала о чем, ведь говорил он с ними по-английски», — рассказала она.
Версия о теракте
После стрельбы у здания ФСБ возбудили уголовное дело по статье «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа» (ст. 317 УК РФ).
По поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина оно было передано для дальнейшего расследования в центральный аппарат ведомства.
Следствие пока ничего не сообщало о мотивах стрелка. Однако, по данным газеты «Коммерсант», основная версия следователей состоит в том, на Лубянке произошло преступление террористической направленности, приуроченное к пресс-конференции президента и ко Дню работника органов безопасности, который отмечается 20 декабря.
По данным издания, у следствия уже есть показания очевидцев о том, что нападавший выкрикивал лозунги, характерные для участников запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».