На сезон 2020 в Гудаури негативное влияние пытались оказать два фактора – глобальный и локальный. Снега в горах ждали еще в декабре, но выпал он только в январе. К проблеме, вызванной глобальным потеплением, добавилась еще одна, – с 31 января в поселении Новый Гудаури перестала идти вода.
Рождественский Гудаури встретил нас мусорными контейнерами, набитыми до отказа пластиковыми бутылками. Мимо лыжников проезжают пожарные автомобили. Они везут техническую воду в рестораны и отели. Восемь дней главный горнолыжный курорт жил фактически без воды.
Гузель Шевцова из российского города Уфа заехала в Гудари во время путешествия по Грузии. В беседе с СОВОЙ жалуется на отсутствие не воды, а свободных мест в ресторанах.
Шон из Китая отдыхает в Гудаури уже второй раз. Этой зимой ему повезло меньше. В доме, где он поселился, построенном компанией REDCO, отключили воду. Но Шон жалуется не на отсутствие водоснабжения, а на недостаток снега.
Отдыхающие шутят по поводу «черной трассы». Среди них и Евгений из Литвы. Он только съехал со склона горы на лыжах и шутит, что «прокатился по черной трассе в прямом смысле этого слова и цвета».
«Если честно, до Европы курорт не тянет, но в целом все прекрасно», — говорит Евгений.
Несмотря на масштаб форс-мажора, проблема с водой многих туристов не коснулась. Повезло тем, кто поселился в нижней части зимнего курорта.
Высоко недовольство среди местных жителей. В беседе с нами они недоумевают по поводу недостаточной эффективности работы властей.
Женщина средних лет предлагает гостям полет на параплане. Увидев камеру СОВЫ, сама выразила желание высказаться о проблемах курорта. Но не на камеру, а в личной беседе. Говорит, что «устала кричать об одном и том же». Безрезультатно. Указывая на жилой комплекс монополиста Гудаури, компании REDCO, женщина говорит: «Если решаешь понастроить вот этого всякого, то, будь добр, наладь коммуникацию».
«Это же главный туристический курорт, это же прибыль! Где власти? Они все должны быть здесь. Им что, наплевать совсем на имидж, на экономику своей страны?».
Представители власти приехали в Гудаури. На восьмой день. И спустя три дня после того, как премьер-министр Георгий Гахария провел специальное заседание координационной группы для скорейшего устранения проблемы перебоев с водой на горных курортах.
Вице-премьер, министр инфраструктуры и регионального развития Майя Цкитишвили заявила, что во всем виновата погода.
«У нас была очень сухая осень, отсутствие снега и осадков отражается на объеме воды, поступающей в систему. В новогодние дни потребление увеличилось в несколько раз, из-за чего запаса не хватило. В Гудаури и в Бакуриани проблема возникла в поселениях, где здания расположены высоко. Давления не хватало для того, чтобы обеспечить водоснабжение», — пояснила Цкитишвили.
В 2016 году правительство Грузии выделило из бюджета более 4 млн лари (около 1,35 млн долларов по нынешнему курсу) на строительство и реабилитацию водораспределительных сетей и резервуаров в Гудаури. Ранее на канализационные сети курорта более 50 млн лари (почти 17 млн долларов соответственно) выделил Азиатский банк развития (АБР). С 2017 года Гудаури обещали круглосуточную и бесперебойную подачу воды.
Директор одного из главных ресторанов курорта Миранда Эсакия в беседе с СОВОЙ говорит:
«Форс-мажор. Понятно. Но гость этого не поймет. Он приехал отдохнуть, а в итоге сталкивается с проблемой водоснабжения».
Глава Национальной администрации туризма Грузии Мариам Квривишвили предупредила, что разговоры о негативном влиянии проблемы воды на турпоток сильно преувеличены и «подают негативные сигналы на международный туристический рынок».
Тем не менее, на фоне скандала пост покинула глава «Объединенной компании по водоснабжению» Екатерина Галдава.
К словам руководителя администрации туризма, видимо, все же прислушались представители местного бизнеса. В одном из ресторанов перед записью интервью шла целая дискуссия о том, наносят ли отснятые журналистами сюжеты удар по репутации курорта и отталкивают ли туристов. В личных беседах проблему признают все, но говорить открыто на камеру — отказываются.
Саломэ Кавтарадзе, администратор отеля Gudauri Palace:
«Самое элементарное, что может сделать правительство, – это поставить биотуалеты. С началом сезона владельцам апартаментов пришлось вернуть деньги туристам или подарить гостям два бесплатных дня, чтобы они не писали плохих отзывов».
Саломе считает, что Гудаури пока не готов к большому потоку туристов. И проблема, по ее словам, не только в воде. «Проблема в очередях на канатной дороге, туалетах, отсутствии урн, парковке, отсутствии аптек, банкоматов…».
Директор ресторана Mtvrali Alubali Миранда Эсакия считает:
«Когда нет снега, нужно иметь что предложить дополнительно – активности, развлечения. Мы не готовы и к этому», – подчеркивает она.
В марте 2018 года в Гудаури из строя вышла канатная дорога. Согласно результатам исследования международных экспертов, причиной аварии стал человеческий фактор. Работника, который вовремя не перевел подъемник на дизельный генератор, уволили. Оставили свои должности также заместитель директора Компании развития горных курортов Грузии по технической части и глава Департамента горного управления Гудаури. Этот случай моментально оказался на экранах мировых СМИ, но нельзя сказать, что повлиял на количество визитеров. Среди туристов много тех, кто, несмотря на произошедшее, приехал в Гудаури вновь.
Согласно данным Национальной администрации туризма, в период с 2017 по 2018 год в Гудаури приехало 345 997 визитеров. Как уверяют владельцы отелей, в этом году большая часть туристов по-прежнему из России, несмотря на запрет осуществления прямых авиарейсов с этой страной. В целом, как заявляют в администрации туризма, количество посетителей из России по сравнению с 2018 годом в Грузии увеличилось на 4,9%. Существенный приток туристов в этом году отмечен из Китая и Филиппин.