Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам
Современная философская мысль, начиная с исследований любви Эриха Фромма в 50-е и заканчивая недавними интервью Славоя Жижека на YouTube, не оставляет камня на камне от видения романтических отношений между людьми в эпоху капитализма. Само понятие любви больше не используется на бытовом уровне – оно трансформировалось в «отношения».
В своей недавней лекции социолог Полина Аронсон так говорит об этой трансформации: «Это отражается появлением в языке большого числа новых терминов, которые описывают отношения без обязательств: one night stand, fuck buddy, friends with benefits, casual dating, hook-up и пр. В современном мире зрелость индивида определяется не способностью привязываться, а способностью управлять рисками, – то есть быстро уходить из ситуаций, не приносящих прибыль, в том числе эмоциональную».
Но пока философы и социологи бьют тревогу и оплакивают любовь как романтическое безумство, Тиндер набирает обороты: в 2018 году приложение использовали 57 млн человек. Каждую неделю юзеры, которые поставили друг другу лайк, ходят на миллион свиданий по всему миру (статистика здесь, – прим. автора). Тиндер стал самым прибыльным приложением в Apple store после запуска платной функции, которая позволяет пользователям видеть, кто им поставил лайк, обогнав даже Netflix.
Особенности национального Тиндера
В любое время суток в приватных чатах идет обмен скриншотами и хлесткими комментариями к ним: это друзья обсуждают Тиндер. Причем сразу становится понятно, что опыт мужчин и женщин, местных и приезжих отличается чуть более, чем полностью. Расхожие фразы, которые хотя бы раз слышала любая девушка негрузинской внешности, во главе с сакраментальным вопросом «Одна здесь отдыхаешь?» давно стали мемом. Мужчины в основном жалуются на пассивность женской половины Тиндера: девушки не пишут первыми, не отвечают на сообщения, а если и отвечают, то до свидания дело доходит крайне редко.
Часто в описании профиля пользователи подчеркивают свою непринадлежность к тому или иному стереотипу:
Ситуация с обменом соцсетями порой доходит до абсурда: если верить всем респондентам, то у огромной части пользователей в чатах Тиндера «что-то не работает» или устроено «неудобно». Впрочем, выяснить, в чем именно неудобство, не удалось. Особенно настойчивые мужчины могут попытаться найти вас в соцсетях самостоятельно.
Наука говорит, что мы бессознательно определяем, нравится нам человек или нет, за долю секунды, а опытные пользователи грузинского Тиндера за то же время способны считать множество информации о потенциальном партнере без всякого текста: в таком маленьком городе, как Тбилиси, сложно скрыть свой адрес, семейное положение и социальный статус, а слух по-прежнему распространяется быстрее, чем юзер успевает сменить фото и имя (желательно, разумеется, на Lucifer).
Одна из проблем онлайн-дейтинга, на которую указывает Жижек, – «идеальная» самопрезентация. Мы стремимся увидеть себя глазами потенциального партнера, и с этой целью изобретаем улучшенную онлайн-версию себя. И все бы ничего, но в идеалы не влюбляются: чтобы зародились чувства, необходим изъян, говорит Жижек. Впрочем, для простого свайпа этой презентации бывает вполне достаточно: идеальная или нет, она все же позволяет провести первичный отбор «своих» и «чужих».
Легче всего распознаются поклонники криминального элемента: у мужчин до 30 лет вместо фото профиля будет Томас Шелби со сложным лицом (главный герой сериала «Острые козырьки»), а у джентльменов постарше – Тони Монтана в окружении белого порошка (знаменитая сцена из фильма «Лицо со шрамом»). На третьем месте по популярности среди грузинских мужчин – брутальный Том Харди, а замыкает хит-парад Бенедикт Камбербэтч в образе Шерлока, описанный словом «сапиосексуал».
Популярны фото из спортзала, с машиной или мотоциклом, с животными, на лыжах, на доске или на вершине горы: юзеры демонстрируют статус, рассказывают о своем образе жизни и ценностях. Есть вероятность, что фото в большой компании и в обнимку с детьми призваны подчеркнуть социальную адаптированность, но это не точно. Какую цель преследуют мужчины, выкладывающие в Тиндер целый семейный альбом с женой и детьми, редакции выяснить не удалось.
Отдельная категория – юзеры, ищущие однополых партнеров среди тех, чей поиск настроен на противоположный пол. Для этого девушки указывают мужской пол в описании и наоборот. Чаще всего это связано с желанием поэкспериментировать без навешивания ярлыков, а также со страхом каминг-аута в обществе, которое, увы, все еще остается гомофобным.
В защиту Тиндера
Философия разработчиков приложения включала в себя создание безопасного пространства для знакомств (в противоположность Фейсбуку, где предполагается, что вы, напротив, знакомы с большинством своих «друзей» в реальной жизни). Безопасно завязать разговор можно, только получив ответный лайк. Это минимизирует раздражение от непрошеного контакта одних и страх отвержения других и в целом снижает социальную тревожность. В бизнес-среде это называется риск-менеджментом. Журналист Барнаби Льюэр в своей статье «Чтобы влюбиться, нажмите здесь» пишет: «Капитал разработал финансовые продукты для торговли и получения прибыли, но он также заинтересован в управлении рисками во всей системе, состоящей из отдельных людей».
Однако французский философ Ален Бадью в своей книге «Хвала любви» (2009) отмечает, что «любовь без риска так же невозможна, как война без смерти. Застрявшая между потреблением и сексом без обязательств, любовь сегодня – без ключевого ингредиента в виде шанса – в смертельной опасности». Бадью проводит аналогию между «бездушным» свайпом и временами, когда браки устраивались без учета каких бы то ни было чувств. Впрочем, сама идея романтической любви и ее абсолютной ценности – относительно человеческой цивилизации – довольно молода.
Безусловно, онлайн-дейтинг и Тиндер в частности произвели настоящую революцию в области знакомств и романтических отношений. Не исключено, что трансформация продолжится, и в будущем мы начнем встречаться с программами, как герой фильма «Она».
Однако, как и он, мы вряд ли в ближайшее время перестанем испытывать настоящие чувства. Отказ, отвержение, разочарование не становятся менее болезненными в приложении смартфона. И для них все еще не придумана кнопка SOS.