Site icon SOVA

Рынок «Элиава»: опасная зона в центре Тбилиси [видео]

dadad общество featured, Каха Каладзе, мэрия Тбилиси, рынок Элиава, торговля, Элиава

Аллеи из металлических конструкций сменяются стеныами из подержанных шин. Местами небосвод заменяют нависшие над головой капоты иномарок. У этих джунглей из автозапчастей и подержанного сырья есть название. «Элиава» – крупнейший строительный рынок в Тбилиси. Он сформировался стихийно еще в 1995 году, когда только так все и формировалось. Сегодня рынок принял форму, «существование которой в дальнейшем стало неприемлемым». Это слова мэра Тбилиси Кахи Каладзе, произнесенные им на заседании городского правительства. По его словам, в таком виде торговый объект не отвечает никаким стандартами доставляет дискомфорт как работникам, так и потребителям.

«В прошлом году мы утвердили генеральный план, в котором отмечено, что за этим объектом сохраняется статус торговой зоны, соответственно, мы хотим, чтобы в рамках этого генплана произошло оздоровление положения», – заявил Каладзе.

Территория рынка занимает 15,5 гектаров площади в самом центре Тбилиси, на левом берегу Куры. В этой зоне сконцентрировано все то, за чем ежедневно приходят тысячи покупателей, желающих обустроить свой дом и привести в порядок автомобиль. На рынок «Элиава» едут, потому что дешево. Но охота за дешевым товаром может дорого обойтись. Никто не может дать гарантий безопасности занятым здесь людям и тем, кто пришел за покупками.

С конца прошлого столетия земля впитывает в себя все виды автомобильных масел и строительных отходов. Люди, живущие буквально через дорогу и приходящие на рынок в поиске нужной детали, подвергаются воздействию токсичных веществ.

Большая часть строительных материалов продается открыто, загрязняя, таким образом, окружающую среду. Бывшие в употреблении покрышки, которые продаются и на этом рынке, сегодня, согласно действующему таможенному законодательству Европейского экономического сообщества (ЕЭС), отнесены к опасным отходам. Еще год назад местные власти заявили: согласно новым регуляциям будет проводится жесткий контроль хранения и реализации использованных шин, металлолома, легко воспламеняющихся и взрывоопасных средств. Но если контроль и есть, то вряд ли он действительно жесткий.

Работа в таких условиях – единственный источник дохода для многих жителей страны. По данным на 2019 год, на территории рынка занято около 15 тысяч. При том, что это не только торговая зона, но и зона риска. Только за последние пару лет на «Элиава» неоднократно вспыхивали пожары. Сначала горели шины и краски, потом — магазины с автомобильными маслами и запчастями, потом — цех по обработке древесины…

«Огнетушители у нас есть, но опасность всегда сохраняется, конечно», – говорят работники.

В целом, с тем, что рынку нужно «оздоровление», они соглашаются, но некоторые подозревают, что в планах властей перенести «Элиава» из центра в пригород Тбилиси.

По словам самого Каладзе, перенос рассматривался как один из вариантов на встрече с владельцами рынка. Но стороны сошлись на том, что Служба урбанистики мэрии разработает специальный план регулирования строительства. Владелец 7,5 гектаров территории рынка Sanapiro Investment Group положительно оценивает запуск процесса модернизации. Об этом представитель компании Тея Чубинидзе рассказала BM.GE. По ее словам, собственники лично заинтересованы в изменении сегодняшней картины и приведение ее «в соответствии с современными стандартами».

В сервис-компании Safety Group, специализирующейся на вопросах безопасности труда, считают, что видоизменение рынка или предоставление альтернативной площади под него – действительно необходимо. По их словам, существование торговой зоны в нынешнем виде небезопасно для здоровья ее работников и посетителей.

«Специалисты, работающие в данной конкретной сфере, вместе со специалистами безопасности должны определить стандарты для существования этого рынка. Самое главное – нужно провести инструктаж трудоустроенных в сфере безопасности лиц, разработать план эвакуации, провести мероприятия по превенции пожаров, определить уровень загрязнения воздуха».

Власти обещают: люди, занимавшиеся экономической деятельностью на «Элиава», свои места не потеряют. Это подтверждает и Тея Чубинидзе, заявляя, что процесс модернизации будет идти с учетом интересов занятых в торговле граждан и не помешает осуществлению их деятельности.

«Мы спланируем рабочий процесс таким образом, чтобы эти люди не пострадали», – заверила представитель Sanapiro Investment Group.

Но над зоной продажи старых автомобильных шин, металлолома и масел все же нависает знак вопроса. Вице-мэр столицы Ираклий Хмаладзе заявил: «Что касается масел, подержанных шин и металла– это абсолютно другой вопрос». Он регулируется законом, добавил чиновник. «Сейчас над правилами работает муниципалитет, мэрия и Сакребуло (городской совет, — прим. ред.). И этот вопрос решится в зависимости от того, какие правила будут установлены».

Юрий Тевзадзе как раз работает в этой зоне. По его словам, такие «чистота и аккуратность» не могут устраивать, но появление «современного торгового центра» приведет к росту арендной платы, уверен он.

«С такой торговлей, которая есть у нас, мы не сможем собрать нужной суммы», – говорит мужчина.

Гоча Церцвадзе работает на рынке с 1995 года. По его словам, первую прилавок на этой территории поставил именно он.

«Начнем с того, что этот рынок был создан нами – теми, кто здесь работает. Мы взяли место в аренду и обустроили его, как смогли. На сегодняшний день условия, в которых мы работаем, не устраивают ни нас, ни клиентов».

Больше всего Церцвадзе и его друзей тревожит неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне. Окончательная судьба рынка и их рабочих мест, по словам мужчины, до сих пор неясна. «Мы живем в режиме неопределенности. Нам говорят: сегодня перенесут «Элиава»… завтра перенесут… «Элиава» закрывается… Но если нам скажут: все, «Элиава» не перенесут, мы присмотрим за нашими местами. Главное желание людей здесь – чтобы пришел клиент. А если клиента не будет, то и делать здесь нечего».

О проблемах работники рынка говорить все же отказываются. Отвечают коротко: «Все хорошо». Но добавляют: «Сами видите». Но мы видим груды искореженных машин, грязь и лужи из автомобильного масла. Все это дополняется периодическими новостными сводками об очередном возгорании на рынке «Элиава». Очевидно, это небезопасная среда ни для работников, ни для покупателей, ни для людей, живущих поблизости.

Пока мэрия Тбилиси не представила конкретный план по модернизации крупнейшего строительного рынка столицы. А работники «Элиава» настороженно продолжают ждать новостей о судьбе своего бизнеса.

Exit mobile version