В Южной Осетии пока не выявлено ни одного случая заражения коронавирусом. Тем не менее, в условиях пандемии республика решила закрыть все границы. Первой была закрыта граница с Грузией, а затем – с Россией.
Напряжение среди населения незначительно, но оно возрастает с каждым новым случаем инфицирования в Северной Осетии. На 16 апреля их число составило 52. Указом президента Анатолия Бибилова с 8 по 20 апреля в республике были объявлены нерабочие дни. Прекращено движение общественного транспорта. Открыты только продуктовые магазины и аптеки. Что касается кафе и ресторанов, они могут работать исключительно на вынос.
На улицах Цхинвала людей меньше, чем обычно. Но нельзя сказать, что это похоже на режим карантина. В продуктовых магазинах дистанцию никто не соблюдает, о карантине напоминают лишь продавцы в масках и перчатках. Эмма, жительница Цхинвала, говорит, что масок в продаже нет, потому она и не носит.
«Сейчас уже появляются тканевые маски, инициативные люди шьют и раздают их. Но пока никто не носит, сами видите. Когда все будут носить, и я буду. Ну или, если появятся больные у нас, тогда, наверно, больше буду бояться», — смеется Эмма.
Призыв властей оставаться дома носит скорее рекомендательный характер. Сотрудники правоохранительных органов патрулируют улицы и делают замечания пока только в случаях скопления слишком большого количества людей.
Между тем, 14 апреля руководство республики в очередной раз ужесточило меры по противодействию коронавирусу. Помимо регулярной дезинфекции помещений, владельцев магазинов призвали организовать работу по минимизации очередей и скоплений покупателей – нанести в торговом зале разметки для дистанцирования клиентов на расстояние от 1,5 до 2 метров и предупреждать их о необходимости соблюдать эту самую дистанцию. Выросли и штрафы для предпринимателей за несоблюдение карантинных мер. Сейчас нарушителям грозит от 50 до 150 тысяч рублей (примерно 670-2000 долларов) штрафа.
С 5 по 12 апреля граница с Россией была закрыта не только для пассажиропотока, но и для грузоперевозок. Это уже вызвало некоторый дефицит в торговых точках города. Как и всегда, в первую очередь с прилавков исчезли молочные продукты. И вопреки ожиданиям, 13 апреля проблема не решилась. Не все предприниматели согласились на то, что, вернувшись из России, проведут две недели на карантине.
Согласно проработанной властями схеме, на период карантина продукты питания в республику будет завозить ограниченное число предпринимателей по предварительной договоренности с правительством. Водителям грузового автотранспорта необходимо соблюдать требования постановления об особом порядке пересечения госграницы через пункт пропуска «Рук».
«Водители грузовых фур должны на время всего рейса находиться в кабине. А после доставки товаров в республику, он обязательно направляется в инфекционную больницу, где в течении двух недель будет на карантине», — сказал на заседании оперативного штаба по противодействию COVID-19 глава республики Анатолий Бибилов.
Залина – предприниматель, держит небольшой продуктовый магазин в центре города. Она рассказывает, что серьезного дефицита у нее пока нет. Ее поставщик выехал в Россию за товаром и уже должен вернуться. «Разрешают выезд и въезд только водителям. Никто из руководителей бизнеса не может поехать, так что, я только надеюсь, что мне загрузят именно тот товар, который я заказывала, и достаточно свежий, чтобы срок хранения не истекал», — говорит Залина.
Рядом с ее магазином – большой супермаркет. Но и там полки с молочкой практически пусты.
«В преддверии Пасхи объемы торговли всегда возрастают в разы. И в этом году – тоже, – говорит другой предприниматель, Георгий. – Поэтому сейчас так сильно ощущается дефицит. Во всем городе нет яиц. А по моим подсчетам, в Южной Осетии каждая семья на Пасху покупает не меньше 50-60 яиц. А так, вот, сами посмотрите, и молоко, и творог в моем магазине есть. Это все местные фермеры мне сдают. Другое дело, если кому-то нужно пастеризованное молоко или творог определенной жирности, то их сейчас нет».
В конце марта в социальных сетях обсуждали дефицит медикаментов и средств противовирусной защиты в медучреждениях Южной Осетии. Некоторые пользователи критиковали руководство республики, отказавшееся от встречи с представителями Всемирной организации здравоохранения и помощи в виде медикаментов и средств защиты. До этого представители международной структуры посетили Абхазию, а затем оказали республике помощь.
Тем не менее, сейчас власти сообщают о полной готовности системы здравоохранения к любому развитию событий. «Нападки на Минздрав не имеют под собой основы. Он обеспечен всем необходимым. Средства индивидуальной защиты и медикаменты в республике имеются. Сегодня к нам поступит очередная партия медикаментов из России. Мы готовы к любому повороту ситуации», — заявил президент Анатолий Бибилов.
Во всем мире государства принимают меры по поддержке предпринимателей, вынужденных прекратить работу из-за пандемии. В Южной Осетии меры пока ограничились лишь освобождением бизнеса от арендной платы, если предприниматель арендует помещение у государства. Кроме того, Сбербанк Южной Осетии объявил, что к заемщикам, несвоевременно оплатившим платежи по кредиту, штрафные санкции в виде пеней применяться не будут. Это касается и потребительских, и ипотечных, и коммерческих кредитов. Пока льготный период установлен до 15 мая. Дальше все будет зависеть от эпидемиологической обстановки.
Ситуация с коронавирусом, между тем, стала и поводом для очередного витка напряженности между Цхинвалом и Тбилиси. Премьер-министр Грузии Георгий Гахария заявил о готовности «позаботиться о своих гражданах», имея в виду жителей Южной Осетии и Абхазии. Власти РЮО на это заявление отреагировали резко. По мнению министра иностранных дел Дмитрия Медоева, налицо применение грузинскими властями известных технологических приемов с целью отвлечь внимание собственного населения от реальных угроз.
«Не имея ни малейшего желания вмешиваться в чужие внутренние дела, посоветовал бы властям Грузии обратить внимание на нужды грузинского народа, вместо того чтобы греть руки на мнимой теме вируса в Южной Осетии», — сказал Медоев.
А в одном из последних заявлений КГБ Южной Осетии говорится, что «главной угрозой проникновения COVID-19 на территорию РЮО остается Грузия». Ведомство также сообщило, что с 26 февраля, когда в Грузии был подтвержден первый факт коронавируса, по 30 марта Погранслужбой КГБ было зафиксировано около 20 случаев нарушения государственной границы.
В тексте используются терминология и топонимы, применяемые в Южной Осетии. Редакция может не разделять точку зрения автора
Южная Осетия – самопровозглашенная республика, признанная пятью странами мира: Россией, Венесуэлой, Науру, Никарагуа и Сирией. Тбилиси и мировое сообщество считают как Южную Осетию, так и Абхазию неотъемлемыми частями Грузии, оккупированными Россией.