В настоящее время региону приходится справляться с нарушениями в глобальных и региональных связях, затрагивающими цепочки поставок, туризм, денежные переводы и финансовые потоки. В то же время ожидается сокращение внутреннего производства из-за сдерживающих мер. Помимо этого, экспортерам нефти приходится иметь дело с резким снижением цен на нефть. Ожидается, что для многих стран региона экономический спад будет хуже, чем во время глобального финансового кризиса 2008–2009 гг. и падения цен на нефть в 2014–2015 гг.
В блоге Asian Development приводятся ранние наблюдения об экономическом воздействии кризиса COVID-19. Авторы считают, что ограниченные денежные и фискальные буферы замедлят восстановление по сравнению с предыдущими кризисами.
«Эта глобальная пандемия может оставить постоянные шрамы, что приведет к фундаментальным и долгосрочным изменениям в мировой экономике»
«Как и в случае прошлых кризисов, рост в Центральной и Западной Азии может не восстановить докризисных показателей. В 2008–2009 гг., а затем в 2014–2015 гг. Центральная и Западная Азия пострадали от резких внешних потрясений. В то время как экономики быстро оправились от первоначальных потрясений, средний рост в 2010–2013 и 2016–2019 годах оставался ниже докризисных показателей».
АБР прогнозирует существенное замедление роста валового внутреннего продукта (ВВП) в Центральной и Западной Азии в 2020 году, после чего в 2021 году произойдет слабое восстановление.
Как и в прошлые кризисы, денежно-кредитная политика сталкивается с проблемой обеспечения ликвидности для поддержки спроса при стабилизации экономики. А налогово-бюджетная – становится более ограниченной по мере увеличения государственного долга. В частности, чтобы справиться с предыдущими кризисами.
«Размер и масштабы экономического спада из-за COVID-19 будут беспрецедентными»
Отрадно, что большинство стран региона уже объявили налоговые пакеты в диапазоне от 0,1% до 9% ВВП. Но откуда придут эти деньги? Правительствам необходимо будет переориентировать государственные расходы, использовать имеющиеся фискальные резервы, изыскивать гранты или долговое финансирование и находить новые способы вовлечения частного сектора в усилия по оказанию помощи и восстановлению, считают авторы материала.
«Восстановление может также дать возможность сбалансировать роль государства и частного сектора в регионе. Частный сектор должен быть лишен ограничений и иметь возможность расти и в полной мере способствовать оживлению экономики и созданию рабочих мест», — пишет Asian Development Blog.
По мнению авторов, после того, как шторм пройдет, правительствам нужно будет восстановить фискальное пространство и уменьшить уязвимость долга. Им также необходимо будет подтвердить свою приверженность реформам, чтобы обеспечить сильное и устойчивое восстановление при участии частного сектора.
«Кризис COVID-19 продемонстрировал исключительную важность эффективности государственного управления и всеохватности систем социальной защиты для обеспечения устойчивости к стихийным бедствиям. Кровлю нужно будет отремонтировать и укрепить, для того, чтобы, когда разразится следующий шторм, дом будет готов и устойчив к встречному ветру», — заключают авторы блога.
Оригинал материала можно прочитать здесь: Центральной Азии нужно сделать все возможное, чтобы минимизировать экономические последствия пандемии