Site icon SOVA

Transparency: как ослабить зависимость экономики Грузии от России

f50c152c7848dac24210d3ad3ad22154 L новости Covid-19, Transparency International Georgia, Грузия, Грузия-Россия, экономика Грузии

«Экономическая зависимость Грузии от России: тенденции и угрозы». Отчет под таким заголовком публикует неправительственная организация Transparency International – Georgia.

В докладе отмечается, что после пандемии коронавируса Грузии предоставится удобная возможность структурно перестроить экономику и сделать ее менее зависимой от Москвы. Наиболее уязвимыми в этом смысле сферами считаются туризм, внешняя торговля и денежные переводы. Авторы отмечают, что особенно это касается экспорта грузинского вина, поездок российских туристов и импорта российской пшеницы.

Transparency International показывает статистику: в 2019 году Грузия получила из наиболее зависимых от РФ областей 1,6 млрд долларов, что составляет 9% от общего валового внутреннего продукта страны. При этом приводятся реальные примеры того, как Москва пыталась манипулировать Грузией посредством санкций.

«По мнению многих исследователей, зависимость грузинской экономики от России опасна, поскольку за последние 15 лет Россия неоднократно использовала экономические рычаги против Грузии. К примеру, в 2006 году Россия сначала прекратила поставки природного газа и электроэнергии, а затем фактически запретила экспорт грузинской продукции. К концу года она начала депортацию граждан Грузии. После событий 20 июня 2019 года Россия ввела запрет на авиарейсы в направлении Грузии, который действует до сих пор.

Предлагаем основные выдержки из отчета Transparency International – Georgia.

Экспорт

Согласно исследованию, после восстановления поставок грузинской продукции в Россию (2013 год), в 2013-2014 годах по сравнению с 2012-м экспорт Грузии в Россию возрос на 487% и составил 275 млн долларов. В прошлом году Грузия экспортировала в Россию продукции на 497 млн долларов, что на 2,8% больше ВВП страны.

Распространение COVID-19 в первом квартале 2020 года вызвало значительные изменения в экономике Грузии, в том числе в торговле. Экспорт в марте сократился на 22% , а общеквартальный за январь-март — на 6% . Поставки грузинской продукции в Россию в марте сократился на 43%, а в январе-марте — на 33% (44 млн долларов). Поскольку уровень падения экспорта грузинской продукции в Россию превышает общий, то доля России в нем упала до 11.7%.

По данным 2019 года, на первом месте среди продуктов, экспортируемых Грузией в Россию, было вино – 133 млн долларов. В сравнении с 2012, в прошлом году экспорт этого алкогольного напитка вырос на 244%, т. е. на 158 млн долларов. 110 млн долларов из этой суммы приходятся на российский рынок.

Высокая зависимость экспорта грузинского вина от российского рынка несет и политические риски. Как мы уже упоминали, российское эмбарго 2006 года, а также рассмотрение Госдумой возможности ограничений на импорт грузинского вина после событий 20 июня 2019 года, наглядно продемонстрировали, что зависимость от российского рынка является вызовом для экономической и политической безопасности Грузии.

Импорт

У Грузии отрицательный торговый баланс с Россией. Тбилиси больше импортирует, чем экспортирует. В 2019 году импорт из России составил 976 млн долларов (11% всего импорта Грузии).

Самая большая доля импорта из России приходится на бензин (20%). Далее идет пшеница – в 2019 году из России было завезено продукции на сумму в 91 млн долларов. Важно акцентировать на этом внимание, поскольку 70% потребляемой Грузией пшеницы приходится именно на Россию. Впрочем, по сравнению с 2015 годом, когда доля российской пшеницы составляла 82%, наблюдается тенденция спада.

В первом квартале 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, импорт пшеницы из России с 72 тысяч тонн увеличился до 87 тысяч тонн. В аналогичный период 100% всей импортируемой в Грузию пшеницы была российской.

Настолько высокая зависимость Грузии от российской пшеницы носит определенные риски, т. к. по политическим или другим причинам, упразднение поставок пшеницы из России в Грузию может привести к росту цен на хлеб.

Туризм

За первые шесть месяцев 2019 года туризм из России вырос на 31%. Его доля в общей статистике грузинского туризма достигла 18%. Впрочем, события 20 июня 2019 года и отмена прямых перелетов отразились на этом показателе. В 2019 году число визитеров из России увеличилось на 4,8% (за счет первого полугодия). В итоге в Грузии побывало 1,5 млн российских визитеров, при этом их доля сократилась до 15,7%.

В первом квартале 2020 года число российских туристов сократилось на 32%: в Грузию приехали на 82 тысячи визитеров меньше, чем в первом квартале 2019-го.

Если не считать эффект пандемии COVID-19 и если бы Москва запретили своим туристам путешествовать в Грузию, страна бы потеряла ежегодную прибыль в размере около 700 млн долларов. Но закрытые из-за пандемии границы в лучшем случае приведут к потере более 1 млрд долларов.

Денежные переводы

Для денежных переводов из России в последние годы характерна тенденция к снижению доли в общем объеме перечислений. В 2012 году российская доля среди всех переводов составляла 56%, а в 2019-м – 25%. В прошлом году денежные переводы из России сократились на 6,2% (11 млн долларов).

2020 год также начался с уменьшения объема переводов: в январе он сократился на 5,2%, в феврале — на 9,3%, а в марте — на 28,3%. Влияние пандемии коронавируса на мартовскую статистику явно ощущается.

Грузия потеряла бы около 400 млн долларов в год, если бы Москва ввела запрет на денежные перечисления до пандемии. Впрочем, это не очень реалистичный сценарий, поскольку в таком случае эмигранты прибегли бы к альтернативным способам отправки денег.

Единственный способ остановить перевод денег из России в Грузию – массовая депортация. Однако, поскольку значительная часть грузин, проживающих в России, являются гражданами РФ, депортировать их практически невозможно.

Выводы и рекомендации

Согласно отчету Transparency International, в 2019 году Грузия получила около 1,6 млрд долларов дохода от туристов, денежных переводов и товаров, экспортируемых в Россию. А это составило 9% от валового внутреннего продукта страны.

Впрочем, из-за пандемии коронавируса грузинская экономика пострадает гораздо сильнее, чем мог бы быть ущерб, нанесенный Россией. Это даст грузинскому населению и правительству определенный опыт для того, чтобы стать менее уязвимыми к экономическим санкциям России и создаст определенный иммунитет.

В отчете Transparency International — Georgia подчеркивается, что экономическая зависимость Тбилиси от Москвы является серьезной проблемой для безопасности страны. Организация обращается к правительству со следующими рекомендациями:

Exit mobile version