Власти Грузии и оппозиция разошлись в оценках заявления западных послов, выступивших в качестве т. н. «фасилитаторов» во внутриполитических переговорах по выборам-2020. Еще в марте при посредничестве дипломатов стороны сумели достичь соглашения, но теперь они обвиняют друг друга в попытке сорвать сделку. Иностранные послы пожелали внести ясность в ситуацию, но и тут «Грузинская мечта» и ее оппоненты по-разному восприняли их месседж.
С чего все началось?
20 июня 2019 года в кресле спикера парламента Грузии оказался депутат российской Госдумы Сергей Гаврилов. Прибывший в Тбилиси для участия в Православной ассамблее политик спровоцировал стихийные антиправительственные акции. В ночь на 21 июня спецназ разогнал демонстрантов; пострадали десятки человек.
Почему власти обвиняют в надувательстве?
Для выхода из кризиса лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили заявил, что правящая партия идет на компромисс: предстоящие парламентские выборы-2020 пройдут по полностью пропорциональной системе (смешанная модель с мажоритарным компонентом считается более выгодной для партии власти). Впрочем, в ноябре в ходе голосования в парламенте «Грузинская мечта» провалила конституционные поправки.
В чем помогли «фасилитаторы»?
Оппозиция продолжила акции протеста, и только 8 марта 2020 года при посредничестве иностранных послов сторонам удалось прийти к консенсусу: выборы пройдут по новой избирательной модели: 120/30 (пропорциональная/мажоритарная системы) при 1-процентном проходном барьере. Но соглашение затрагивало и другие аспекты, касающиеся выхода из политического кризиса.
Что сказали послы и кто срывает сделку?
Оппозиция утверждает: «Грузинская мечта» должна освободить политзаключенных. В самой правящей партии настаивают, что такой договоренности не могло быть, поскольку: а) власти не вмешиваются в правосудие; б) политзаключенных в Грузии нет. Чтобы внести ясность в ситуацию, дипломаты-фасилитаторы в открытом письме заявили, что мартовское соглашение состояло из двух частей: 1) реформа избирательной системы; 2) решение вопросов о политическом вмешательстве в судебную систему. В правящей партии считают, что послы подтвердили их версию, но оппозиция уверена: авторы письма дипломатично указали на очередную аферу «Грузинской мечты».
Послы-посредники: соглашение между властями Грузии и оппозицией состояло из двух частей
Реакции одной строчкой:
«[Послы] заявили, что соглашение состояло из двух частей, и призвали выполнить его условия, т. е. освободить политзаключенных – как еще более ясно и недипломатично они должны были это сказать?»
Роман Гоциридзе, «Единое национальное движение»
«[Письмо послов] прямо указывает на содержание и дух соглашения, что в очередной раз подтверждает – «Национальное движение» и его кластер предлагают обществу версию, отличающуюся на 180 градусов»
Мамука Мдинарадзе, «Грузинская мечта»
«Соглашение 8 марта, кроме конституционных изменений, предусматривало и необходимость в определенной реакции на конкретные уголовные дела – я участвовала в этой встрече и была свидетелем обсуждения и договоренности по конкретным делам»
Тамар Чугошвили, независимый депутат
«Я ожидаю, что политические партии Грузии полностью выполнят мартовское соглашение, включая освобождение политзаключенных и прогресс в вопросе новой избирательной системы».
Джеймс Риш, сенатор США, председатель комитета по иностранным делам
«В Грузии есть много политических спекулянтов, очень много политических мародеров, впрочем, ни в коем случае нет политзаключенных»,
Ираклий Кобахидзе, «Грузинская мечта»
«Конечно, друзья, участвовавшие в этом процессе – представители США, ЕС, Германии и Совета Европы – не изменят позиции: все и так знают, что соглашение состояло из двух частей и касалось как избирательной системы, так и освобождения политзаключенных».
Гига Бокерия, «Европейская Грузия»
«Переняв практику фабрик ботов и троллей, власти продолжают оперировать методами политтехнологии, выученными у Кремля, и делают взаимоисключающие месседжи и шаги, ведущие к поляризации общества»
«Стыдно», гражданское движение
«Невыполнение обещания во второй нельзя будет ни оправдать упрямством оппозиции, ни затмить коронавирусом – это путь к изоляции страны, а не ее развитию»
Тамар Хулордава, независимый депутат
«Мартовские соглашения»: взаимные обвинения властей и оппозиции одной сточкой







![Новый уголовный кейс в Грузии: тюремная перспектива для прозападной оппозиции [РЕАКЦИИ] 14 guard station state penitentiary barbed wire grey 2024 09 17 10 32 17 utc политика featured, Бадри Джапаридзе, Георгий Вашадзе, Грузинская мечта, Единое Национальное Движение, Зураб Джапаридзе, Мамука Хазарадзе, Михаил Саакашвили, Ника Гварамия, Ника Мелия, Элене Хоштария](https://sovanews.tv/wp-content/uploads/2025/11/guard-station-state-penitentiary-barbed-wire-grey-2024-09-17-10-32-17-utc-400x300.jpg)








