Первым о госпитализации главы Чечни с COVID-19 в одну из лучших клиник Москвы написал Telegram-канал Baza. Позже версию подхватили и федеральные информационные агентства «РИА Новости» и «Интерфакс». Они ссылались на собственные источники.
На следующий день Baza уточнила: Рамзан Кадыров вместе с министром здравоохранения республики Эльханом Сулеймановым, предположительно, находятся в Центральной клинической больнице (ЦКБ) Управления делами президента России.
Эти сообщения в полной экипировке Сулейманов решил опровергнуть, опубликовав видео в своем Instagram. Обращаясь к подписчикам, чеченский министр объяснил, что «не на связи, потому что много работы». А находится в «красной зоне», поскольку «решил лично вникнуть в лечение пациентов и исполнить свой долг врача». Этим видео поделился и сам Кадыров, дополнив его подписью: «Друзья, что за паника?».
Российское издание «Новая Газета» при анализе видеозаписи заключило: в кадре хорошо виден больничный коридор, идентичный проходу терапевтического корпуса той самой ЦКБ.
22 мая Telegram-страница Baza выдвинул собственную гипотезу относительно причины заражения главы Чечни. По словам источников канала, врачи считают, что инфекция попала в организм Рамзана Ахматовича за пару недель до госпитализации. Получается, когда Кадыров в «небрежно наброшенном халате и в легкой маске, из-под которой торчала борода», навещал главу Урус-Мартановского района Валида Абдурешидова.
Кадыров: возвращение
26 мая, спустя практически шесть дней после исчезновения, Кадыров появляется на экранах местного телевидения. Глава Чечни в рабочей обстановке проводит в Грозном совещание Оперштаба по противодействию коронавирусной инфекции. «Он только вернулся из Москвы», – сделало вывод российское интернет-издание Ходорковского «МБХ медиа». Ресурс ссылается на данные сервиса Flightaware, согласно которому, 25 мая самолет Кадырова приземлился в столице России.
Между тем, журналисты «Новой», анализируя сюжет государственного телеканала «Грозный», разглядели на правой руке Кадырова медицинский катетер. Чеченскому главе пришлось оправдаться: в оздоровительных целях он якобы периодически проходит диспансеризацию.
«Я что, не могу поставить капельницу даже? А так, я абсолютно здоров», – цитирует Кадырова «Кавказский Узел».
Чечня: COVID и деньги
Возможно, ничего удивительного в том, что коронавирус сразил Кадырова, нет. Но зачем главе Чечни пришлось лететь на лечение в Москву? Значит ли это, что ни одно медучреждение республики не в состоянии обеспечить базовый комплекс необходимых медицинских мероприятий первому лицу?
Чечня находятся в списке дотационных регионов России. По информации Росстата, на 2020 год Грозному выдано порядка 33,5 млрд рублей (почти 500 млн долларов). Это на 3 млрд больше, чем в прошлом году. Ежегодно дотации только растут. В 2014-м, к примеру, Чечне досталось 17,5 млрд рублей, а в 2016-м – уже 22.
Впрочем, это не мешало Кадырову жаловаться. В 2018 году в интервью «России 24» глава Чечни сказал, что федеральным властям следовало бы выделять его региону больше денег.
Кстати, согласно постановлению местного правительства об утверждении госпрограммы «Развитие здравоохранения Чеченской Республики», общий объем финансирования системы здравоохранения превысил 164 млн рублей. И на долю федерального бюджета приходится 90% (более 148 млн).
Что касается борьбы с распространением коронавируса в Чечне, на нее предусмотрено 1,587 млрд рублей (в том числе из федеральной казны – 921 млн, а из региональной – 666 млн рублей).
Несмотря на выделение немалых денег, судя по всему, в регионе с медициной не все в порядке. К примеру, информация о перепрофилировании всех отделений центральной больницы Гудермесского района для приема covid-инфицированных вызвала негодование персонала. Медики заявили, что в клинике не хватает средств защиты, и они вынуждены покупать их из собственного кармана.
Пожаловавшиеся врачи спустя три дня уже извинялись. В эфире местного телеканала им пришлось объяснять свой «эмоциональный» поступок «паникой» и «незнанием того, что необходимое оборудование уже подготовлено».
К слову, согласно официальной статистике, к настоящему времени около 50 чеченских медиков инфицированы COVID-19. О реальных последствиях пандемии остается только гадать.
Чечня: борьба с коронавирусом
По состоянию на 28 мая, в ЧР зафиксировано 1174 случая коронавируса. 745 человек из этого списка уже выздоровели, 13 – скончались.
Журналистка «Новой газеты» Елена Милашина, на которую в феврале в Грозном было совершено нападение, попыталась выяснить, каково истинное положение дел в республике. В ее статье говорится, что врачи на местах не готовы оказывать помощь covid-инфицированным.
«Оснащение этих больниц масками и защитными костюмами, не говоря уже об аппаратах ИВЛ и КТ, оставляет желать лучшего. Только несколько больниц в Грозном перепрофилированы под поступление зараженных», – говорится в материале, который Роскомнадзор потребовал удалить.
Еще в начале марта глава Чечни призывал жителей не переживать из-за нового вируса, а лишь укреплять иммунитет народными средствами. Кадыров тогда советовал пить воду с лимоном и медом и есть чеснок. Спустя две недели он уже ужесточал меры в отношении нарушителей карантина.
«Таких людей надо задерживать. <…> Умышленно, зная все, вышел в народ и спокойно ходит. Его в земле, в яму закопать, бросить его, пусть там умирает, если ему безразлична судьба моего народа. <…> Почему мы уничтожаем террористов, задерживаем, сажаем? Чтобы они не убивали людей, чтобы они не взрывали объекты, чтобы они не нарушали общественный покой. Террорист может убить несколько человек, а этот, заразившийся, может убить десятки тысяч».
Но, судя по распространенному каналом Baza видео, в городе Шали группа полицейских в масках и без того преследует нарушителей карантина. Белыми пластиковыми трубами. Одного из стражей порядка Кадыров даже похвалил.
«Я изначально был недоволен тем, что сотрудник [силового ведомства] ударил этого безумца. Но я даже поощрю его. Он не нарушил ничего. Мне пишут: ты же мусульманин, почему ты позволяешь? Мне лучше одного ударить, чем тысячи человек похоронить», – приводит «Кавказский Узел» слова главы Чечни.
Падишах, помоги
В середине апреля в эфире госканала «Грозный» показали сюжет, где женский голос, записанный через мессенджер WhatsApp, обращается к Кадырову за помощью.
«Нет возможности закупать продукты на неделю. Рамзан Ахматович, что мне делать с семьей?», — цитирует «Кавказский узел». По утверждению телеканала, сообщение отправила жительница одного из сел Зара Тепсуркаева, которой Фонд имени Ахмата Кадырова неоднократно помогал.
В дом к матери девяти детей, живущей с мужем-инвалидом, приехал глава района Валид Абдурешидов. Отчитал, дескать, чтобы прокормиться, надо бы использовать свои 10 соток земли, а Кадыров их «кормить не обязан».
Тепсуркаева публично раскаялась: «Падишах всем помогает. Решив, что, может, и мне поможет, не подумав, сделала. Не надо было делать».
Раскаиваться пришлось и ее односельчанину . В начале апреля житель Чечни записал видео, на котором прокомментировал полученный от властей набор продовольствия – пару буханок хлеба и зеленые помидоры.
«Прислали помощь – пять помидоров и две булки хлеба, на шесть человек. Не знаю, будут ли дети это есть, но попробую [их накормить]».
Вскоре он записал новый ролик. Традиционно – с извинениями.
Существующие в республике проблемы резко контрастируют с образом жизни ее главы. Любовь к роскоши – слабость Рамзана Ахматовича. Он живет в помпезном особняке с золотистыми колоннами, а на вечеринки в честь своего дня рождения зовет звезд российского и даже международного уровня. Финансов Кадырову хватает, судя по всему, деньги ему перечисляет личный «Аллах».