Site icon SOVA

Кремлевские репрессии-2020: Петр Верзилов и Кирилл Серебренников

CA634CD9 0332 40A7 908C 1E833444E121 общество featured, Владимир Путин, Кирилл Серебренников, Петр Верзилов, репрессии, Россия

«Гоголевские сценарии»

«У меня ломают дверь», – написал в 19:16 по московскому времени Петр Верзилов, после чего пропал на 13 часов. Позднее выяснилось: дома произвели обыск, а активиста допросили по т. н. «Московскому делу» как организатора массовых беспорядков 27 июля 2019 года. Глава международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков назвал задержание Верзилова необходимой мерой, чтобы «спокойно передержать его на период парада, а лучше и голосования».

Петр Верзилов – издатель «Медиазоны», фокусирующейся на материалах о судебной и правоохранительной системе России и преследованиях граждан за их политические взгляды. Он также сооснователь леворадикальной акционистской арт-группы «Война», выбравшей протестное уличное искусство.

Один из друзей Верзилова рассказал Русской службе Би-би-си о готовившейся провокации с его стороны во время репетиции парада Победы. Он якобы намеревался встать перед танком и, тем самым, повторить знаменитый кадр 1989 года, сделанный на площади Тяньаньмэнь в Пекине.

Политик Леонид Волков считает: Путин испугался, что Верзилов устроит что-то во время парада, поэтому «Московское дело» стало поводом достать его из квартиры и закрыть на 15 суток по «мелкому хулиганству». В свою очередь журналист Кирилл Мартынов думает, что получилось даже лучше, чем, возможно, задумывалось.

«Парень с кувалдой как агент авторитарного государства наказывает его за антивоенное мыслепреступление: даже мысль о том, чтобы преградить дорогу танку, объявлена в России 2020 года преступной. Тяньаньмэнь во всем мире ассоциируется исключительно с фотографией парня с авоськой, как говорят, случайно перегородившего дорогу танковой колонне. Хорошо будет, если бесконечные путинские военные парады будут однажды ассоциироваться лишь со вскрытием квартир кувалдами по утрам», – цитирует Мартынова RTVi.

Но Петра Верзилова-таки задержали. Ни за организацию московских протестов и ни за «мыслепреступление». Его признали виновным в мелком хулиганстве за нецензурную брань в общественном месте. В своем Twitter во время перерыва судебного заседания Верзилов иронично отметил: «Дело о том, как я ругался матом, состоит из 40(!!!) листов. Мы с адвокатом в шоке!».

А задержали издателя «Медиазоны» вскоре после выхода из отдела внутренних дел, где его допрашивали. По словам активиста, на выходе на него напал «провокатор» и «сбил с ног», а вокруг было «два опера» и «менты появились через 20 секунд». Но Верзилов «на классическую полицейскую провокацию» не повелся и в драку не ввязался. Поэтому единственной зацепкой осталась нецензурная брань.

«Уже не придумываются реалистичные обвинения, а реализуются гоголевские сценарии».

Кроме того, судья в ходе процесса все ходатайства отклонил, но выслушать главного редактора Сергея Смирнова с характеристикой личности Верзилова согласился. Тот, в свою очередь, охарактеризовал его как хорошего товарища с активной гражданской позицией и подчеркнул: «Верзилову важно принять участие в избирательном процессе 1 июля».

https://twitter.com/3insy/status/1275065279261708294

Отравляющий режим

Сдержать гражданский пыл Верзилова, но более жесткими методами, пытались в недалеком 2018-м. Тогда он был отравлен, предположительно, скополамином, предположительно прямо в Басманном суде. Спустя две недели медиаздатель заявил: «Не полоний-210, не «Новичок», а что-то новое и удивительное!».

По его версии, отравление было вдохновлено акцией «Милиционер вступает в игру» на Чемпионате мира по футболу. Тогда во время финального матча на московском стадионе, за которым с трибун наблюдал сам Владимир Владимирович, четверо участников акции (в том числе из скандальной группы Pussy Riot) в милицейской форме перебрались через ограждения и выбежали на поле, прервав игру.

Фото из Facebook Петра Верзилова

На своей странице в соцсети Facebook Pussy Riot позже объяснили: акция посвящена 11-летию смерти поэта Дмитрия Пригова, создателя образов небесного Милиционера, который «высится как пример государственности», и земного Милиционера, «делающего всем больно». А дальше требования – допустить политическую конкуренцию в стране, освободить политзаключенных, не сажать в тюрьму за лайки и не фабриковать уголовные дела.

В арт-тусовке этот жест оценили положительно. Галерист Марат Гельман отметил, что «пока все политические силы, пресса и оппозиция не нашли языка, чтобы напомнить о том, что в стране есть политзаключенные и в России сажают за лайки», художники нашли и место, и форму.

Фото из Facebook Петра Верзилова

Но сверху этот жест не оценили. Активистов закрыли на 15 суток. Во время допроса Верзилов на вопросы о милицейской форме отвечал цитатами Путина.

«Путин в ответ на вопрос о вторжении российских войск в Крым сказал, что любую форму и погоны можно купить в магазине, она у нас в свободной продаже. Стоит около пяти тысяч рублей», – сказал тогда акционист.

Нетеатральное дело

В современной России опасен не только неформальный протест, но и, скажем так, вполне «академический». В пятницу будет вынесен приговор по делу «Седьмой студии» режиссера Кирилла Серебренникова. 22 июня, через полтора года после начала процесса, состоялись прения сторон. Обвинение попросило приговорить худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова к шести годам лишения свободы. Экс-генпродюсера Алексея Малобродского – к пяти, а гендиректора Юрия Итина и экс-сотрудницу Минкульта Софью Апфельбаум – к четырем годам тюрьму. Все они вину не признают.

Участники дела «Седьмой студии»

Уголовное дело в отношении подсудимых завели в 2017 году по факту хищения 133 млн рублей из бюджета в рамках проекта по популяризации современного искусства «Платформа».

Британская The Guardian тогда писала, что дело против Серебренникова «многие в мире искусства считают частью кампании преследования диссидентских голосов». Большая часть общественности также называла дело политически мотивированным, но Путин сказал: «Государственные деньги должны тратиться по закону, а есть опасения, что таковой нарушался».

Скрин из документального фильма Екатерины Гордеевой и Романа Супера «Театральное дело». Домашний арест Серебренникова.

Многие, однако, продолжали настаивать: Серебренников – неудобный властям человек, ставший примером политической расправы. Он – либерал, критик действующего режима и воспитатель поколения молодых, свободных и несогласных. Тех, что выходят протестовать и выступают в поддержку политзаключенных.

 

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

В интервью российскому интернет-изданию Colta в 2014 году режиссер назвал Россию «страной неотмененного рабства», где свободу, как ценность, так и не приняли, поскольку «ее почти всегда в России дарили сверху».

«Власти в России слишком много, и она практически бесконтрольна. Массы, во имя и при поддержке которых все как бы совершается, легко купить, завербовать, увлечь, обмануть, так что они, в принципе, ничего не решают. Помните: «В России две напасти: внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти».

По словам Серебренникова, никакими заборами до неба нельзя защититься от этой власти тьмы, даже если она – электоральная опора, условные «86%». Эти 86% россиян (на момент дачи интервью был 2014 год), поддерживающих власть, – это процент страха. «Смотрящего телевизор и не желающего ничего решать».

«Я участвовал в дискуссии на Московском культурном форуме в Манеже, и меня потрясла депутат Елена Драпеко, которая мне кричала: «Вы воспитали конформистов – поколение, которое не готово умереть за Россию!». Я ей ответил: а зачем за нее умирать, может, за нее жить надо?».

Часть работ проекта «Платформа»

Кирилл Серебренников в свое время был участником митингов за честные выборы, высказывал готовность пройтись по улицам Москвы с плакатом «Я – Грузин» после войны 2008-го, выступал против ограничения прав ЛГБТ, за освобождение участниц Pussy Riot, против запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот… Он, публичный и пользующийся авторитетом и за пределами России, стал воплощением протеста, которое не любит Путин.

В заключительном слове на прениях Серебренников сказал, что родители всегда учили его говорить правду. И что проект «Платформа» – про надежду на изменения. На изменения, которые, есть опасения, по итогам голосования 1 июля могут вновь не наступить.

Exit mobile version