Где видит свое будущее поколение цхинвальских школьников, поступивших в первый класс после войны? Журналист Зарина Санакоева специально для СОВЫ рассказывает, почему в Южной Осетии в этом году не досчитались квот в российские высшие учебные заведения.
Последний звонок в школах Южной Осетии прозвенел 17-го июня. На следующий день состоялся и выпускной бал. Традиционно старшеклассников провожали во взрослую жизнь 25-го мая, но в этом году пандемия коронавируса внесла свои корректировки.
Впрочем, отказываться от массовых мероприятий полностью в Цхинвале не стали. По данным местных властей, за месяц эпидемиологическая ситуация в республике не ухудшилась, коронавирус был выявлен только у тех граждан, которые находились на карантине после возвращения из-за рубежа.
В этом году школу окончили 468 учеников. Это ребята, поступившие в первый класс в 2009 году – в первый послевоенный год. Как раз в то время стали активно выделять целевые места для выпускников школ Южной Осетии в российских вузах. Схема простая: высшие учебные заведения РФ предоставляют югоосетинским студентам бесплатные места, но право решить, кому они достанутся, – у Цхинвала.
Ежегодно через министерство образования республики распределялось до 200-250 квот в различных российских вузах. Зачастую это составляло более половины всех выпускников школ Южной Осетии. Позже эту функцию передали местному представительству Россотрудничества.
В те годы многие решили воспользоваться этой возможностью. Программа, направленная на поддержку учеников из Южной Осетии, стала своего рода черной схемой для сообразительных родителей и их детей. Даже если ребенок жил и учился в Северной Осетии, в последние год или два он приезжал в Южную Осетию, оканчивал школу и подпадал под «лимит». Мой собеседник Ибрагим, отец абитуриента, говорит, что все это происходило из-за недостатка контроля.
«Глупо было бы не воспользоваться возможностью, не приехать в последние год-два обучения сюда, в Южную Осетию, и не получить целевое место в МГУ, МГИМО или в любом другом престижном вузе. Сейчас все вроде поменялось, система себя не оправдывает. Государство в это вкладывает, и должно что-то получать. А оно не получает. Ведь многие возвращаются сюда, но не могут трудоустроиться, и уезжают обратно в Россию или куда-нибудь еще. <…> Так что, эта хорошая возможность – получить образование в хороших российских вузах – у нас приобретает вот такие уродливые формы», — говорит он.
Процесс, который должен послужить развитию государства, экономики, в итоге стал бытовым мошенничеством.
Сейчас с каждым годом количество целевых мест в российских вузах сокращается. В 2018 году было завершено строительство здания Юго-Осетинского Государственного Университета (далее ЮОГУ, – прим. редактора). Оно было полностью разрушено в августе 2008 года. ЮОГУ смог в полной мере возобновить учебный процесс и также открыть новые факультеты.
В этом году по линии Россотрудничества, федерального агентства России по делам соотечественников и международному гуманитарному сотрудничеству, было выделено только 18 лимитов. Это – ощутимая разница с тем, что было, например, 8-10 лет назад. Они были запрошены у профильных структур в России исходя из запросов Южной Осетии. Республика получила квоты по ряду специальностей: в их числе – «землеустройство и кадастры», «стандартизация и метрология», «садоводство», «ветеринария», «медико-профилактическое дело», «режиссура театра» и др.
Раньше в этом списке было и огромное количество специальностей, которые есть в ЮОГУ, так называемые «престижные» профессии: юриспруденция, экономика, филология и т. д. Отдельной категорией идут лимиты, которые получают ведомства, например, министерство обороны, МИД, таможенный комитет, МЧС и т. д. В среднем, каждый год они отбирают и отправляют на учебу по 5-6 человек, чтобы решить вопрос дефицита кадров.
Из опрошенных мною выпускников в этом году подавляющее большинство сказали, что останутся здесь и будут поступать в ЮОГУ. Судя по их ответам, многие будут поступать на факультет иностранных языков. Этот факультет всегда считался самым престижным. В то же время, по данным министерства образования республики, в первый класс в этом году пойдет более 700 учеников. Это почти в два раза больше, чем количество выпускников, окончивших школу в этом году.
В тексте используется терминология и топонимы, применяемые в Южной Осетии. Редакция может не разделять точку зрения автора
Южная Осетия – самопровозглашенная республика, признанная пятью странами мира: Россией, Венесуэлой, Науру, Никарагуа и Сирией. Тбилиси и мировое сообщество считают как Южную Осетию, так и Абхазию неотъемлемыми частями Грузии, оккупированными Россией.