«Саша 3%»: Лукашенко теряет поддержку
«Саша 3%» – это сейчас главный мем в Беларуси. Именно столько действующий президент получил в предвыборных интернет-опросах, появившихся в нескольких негосударственных СМИ. И хотя такие опросы нельзя считать серьезными социологическими исследованиями, в скором времени даже их «настоятельно» рекомендовали убрать из сети. Ведь еще в 2012 году в Кодекс об административных правонарушениях Беларуси была внесена статья «Незаконное проведение опросов общественного мнения». А официальных данных в республике попросту нет.
Еще одно новое популярное прозвище Лукашенко – «ПСИХО3%». В одном из минских сувенирных магазинов появились даже майки с таким лого. Но продукцию быстро изъяли, а магазин утонул в череде проверок. Президент получил это прозвище за критику стран, предпринявших строгие изоляционные меры при пандемии.
«Я этот коронавирус называю не иначе, как психоз…», — заявлял Лукашенко.
В самой Беларуси жесткие карантинные меры не ввели. Сегодня в республике около 65 тысяч Covid-инфицированных.
Конкуренты Лукашенко: вызов, откуда не ждали
Упрямое «Covid-диссидентство» Лукашенко, экономические проблемы, возникшие на этом фоне, и усталость страны от 26-летнего правления «батьки» вылились в неожиданно массовую поддержку альтернативных кандидатов, объявивших о своем баллотировании в президенты.
Но если в кампании 2010 года участвовали известные белорусские оппозиционеры, в этом году свои кандидатуры выдвинули «политики-дебютанты».
«Страну они не получат!», — заявляет Александр Лукашенко, говоря про тройку альтернативных лидеров. В ходе этой кампании Лукашенко вообще был как никогда падок на комментарии в сторону своих оппонентов.
Сергей Тихановский: «российский наемник»
Популярный, особенно в провинции, видеоблогер Сергей Тихановский, заявивший о своем намерении участвовать в президентских выборах, 6 мая попадает за решетку. Вначале ему назначили административные аресты за проведение несанкционированных митингов. Затем против Тихановского и группы его сторонников возбудили уголовные дела. В отношении блогера начаты разбирательства по двум статьям: «организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок» и «воспрепятствование осуществлению избирательных прав и работе избирательных комиссий».
«Да, я дал сигнал с Тихановским. Я что-то не так сделал? Я просто переживал за свою страну, за которую я пока еще отвечаю и буду отвечать всегда», — прокомментировал Лукашенко арест блогера, параллельно обвинив его еще и в связях с Москвой.
Белорусские правозащитники назвали Тихановского политзаключенным. Группу по сбору подписей за выдвижение кандидата в президенты зарегистрировала в ЦИК его жена, Светлана Тихановская. Ей тоже уже поступали анонимные угрозы от «доброжелателей» и советы подумать о детях, которых могут забрать в приют, в случае ее ареста.
Виктор Барбарико: «финансовый мошенник»
Экс-банкира Виктора Барбарико Лукашенко публично обвинил в финансовых махинациях в Белгазпромбанке, который тот возглавлял на протяжении 20 лет. Из 12 соперников Александра Лукашенко именно Барбарико собрал больше всех избирательных подписей (426 тысяч).
Незадолго до выборов руководство банка обвинили в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Под арестом оказалось полтора десятка связанных с банком топ-менеджеров. Департамент финансовых расследований утверждал, что Барбарико не является фигурантом уголовного дела, возбужденного против Белгазпромбанка. Но 18 июня в доме банкира провели обыск, а к вечеру Госконтроль сообщил, что он задержан вместе с сыном Эдуардом при попытке сдать в избиркомы часть подписей.
Во время рабочей поездки в Полоцк Лукашенко рассказал, что силовики работали по этому банку с 2016 года. «Обнаружили вывод денег, зарубежные счета, зарубежная собственность их. На Кипре. В Латвии счета, Лондоне. Но иностранцы информацию нам предоставили только в декабре прошлого года. Правоохранительные органы активизировали эти действия. Поэтому появились вопросы», — объяснил президент.
Валентин Цепкало: «подлец и хряк»
Участие Валентина Цепкало в президентской гонке стало для многих неожиданностью. Создатель белорусского Парка высоких технологий и IT-банка имеет опыт дипломатической работы: когда-то числился в команде тогда еще молодого президента Лукашенко.
Сейчас Александр Григорьевич грозит Цепкало компроматом, а Центризбирком не признал действительными более половины из 160 тысяч подписей, предоставленных кандидатом. На данный момент он – единственный из трех реальных соперников, которым не хватило подписей для регистрации. Команда Цепкало добивается признания подписей, и более 40 тысяч граждан уже заявили, что готовы лично предоставить ЦИК подтверждение своего выбора.
Не оставил без комментария Лукашенко и своего старого знакомого: «Я попросил его рассказать, почему его уволили, такого знаменитого. До сих пор не говорит. Мы ждем. Придет время, нужно, скажем».
При этом выражений президент не выбирал, назвав Цепкало «хряком, неспособным произвести жизнеспособное потомство».
Протесты и аресты: «Он нам не батька»
2020 год принес в Беларусь не только коронавирус, но и протестный настрой. По всей стране тысячи людей выходят на акции. Белорусы даже изобрели новый формат мирных уличных протестов: люди выстраиваются в километровые очереди – «цепи солидарности».
Власти реагируют по-своему. Как подсчитал правозащитный центр «Весна», за время предвыборной кампании 125 человек получили в сумме 1800 суток административного ареста. Суды оштрафовали 246 человек на 190 тысяч белорусских рублей (78 тысяч долларов). Были задержаны около 700 человек, а количество политзаключенных выросло до 22-х, «что по количеству уже сопоставимо с ситуацией наиболее тяжелого кризиса с правами человека в Беларуси в 2010-2011 годах», — констатирует «Весна».
Солидарность из Тбилиси
На акции солидарности с белорусским народом в борьбе за право выбора люди выходят по всему миру. В Тбилиси у здания посольства Беларуси пикеты проходили дважды. По словам организатора акции, люди просто устали от того, что у них нет выбора.
«Альтернативные кандидаты не допускаются до выборов, людей, поддерживающих оппозицию и несогласных с властью, арестовывают. И сейчас настало именно то время, когда люди готовы противостоять этому и готовы что-то менять», — говорит Роман, который несколько лет назад переехал из Минска в Тбилиси.
Участники пикета в столице Грузии вместо плакатов держали в руках бело-красные флаги, а вместо лозунгов исполняли песни на белорусском и пели гимн протестного движения – песню Виктора Цоя «Перемен».
Белоруска Татьяна переехала в Тбилиси около шести лет назад. Но судьба родной страны ей небезразлична.
«Просто хочется, чтобы в Беларуси услышали желание обычных людей, чтобы выборы могли на что-то влиять. И, конечно, чтобы один человек перестал быть пожизненным правителем. Который к тому же не помогает своему народу. Стоит только посмотреть, как отнеслись к людям в период пандемии. Обещали в итоге какие-то небольшие выплаты и даже их не выдали», — говорит Татьяна.
Предстоящее голосование белорусы называют между собой «выборами надежды». Надежды, что 2020 год если не пошатнет власть, то хотя бы сможет стать отправной точкой в победе над «последним диктатором Европы».