Site icon SOVA

Кодекс спортсмена: регби и «принцип ненападения»

2 1 новости регби, Сосо Матиашвили, спорт

В центре старого ипподрома в Тбилиси поднимается пыль. Ее вызывает игра команды регбистов в черно-красной форме. Эти ребята собираются здесь три раза в неделю. Об условиях для игры заботятся сами. Раздевалка – бетонная глыба, а поле – условно расчерченная территория.

 

Команда любителей регби «Халибеби» официально сформировалась в 2011-м. Но ее история началась задолго до этого. Ее основатель Вахтанг Мшвидобадзе, будучи в Англии, как-то сыграл в оксфордской команде. Вернувшись на родину, он попал в единственную любительскую на тот момент команду «Дэвеби», где играл его друг. Наставником был тренер сборной по регби Гурам Модебадзе.

«Все, что есть сейчас, случилось благодаря нему. Нас, ребят, которые хотели играть, было очень много. И мы решили создать вторую команду, чтобы играть уже между собой», – говорит Вахтанг.

Сегодня под эгидой Союза регби Грузии проходит любительский чемпионат, в котором ежегодно участвует уже не менее шести команд. А через «Халибеби» в целом прошло уже более 800 человек. Из них, по словам основателя, около 70-80-ти игроков перешли в профессиональные команды. Среди таких – ныне игрок национальной сборной по регби Сосо Матиашвили и игрок «Академии» Миша Ахобадзе.

Сейчас в «Халибеби» играют люди разных возрастов и взглядов. Студент, врач, экономист, правозащитник, священник… В команду берут и ребят с улиц.

«Они какое-то время остаются с нами и играют. И они видят: кроме того, что они знали, есть и другая жизнь. <…> У нас никогда не было конфликтов ни на одну тему. У нас строго определено – мы не затрагиваем политику и другие конфликтные темы. И я могу с гордостью сказать, что мы как одна семья, где прекрасно друг друга понимают».

Датунашвили: на татами – против системы

Самое главное, отмечает Мшвидобадзе, что члены команды разделяют ценности, которые прививает регби: «А это уважение друг к другу и взаимопомощь».

Доминик Цагара переехал в Грузию из Польши. Он – журналист, профессионально спортом никогда не занимался. Думал, это не для него. Но в один день задался вопросом: а почему нет?

«Регби мне всегда нравилось. Но я думал, что это спорт для больших мужчин, нужно быть сильным, отважным. Думал, это мачистский (от слова «мачо», — прим. ред.) спорт. Но потом я понял, что это дружный спорт, где самую важную роль играет команда, а не единица».

Доминик видит в спорте большой потенциал, ведь он способен помочь «избегать насилия, алкоголизма и многих социальных проблем». А тренер, по его словам, формирует некий кодекс поведения команды, то, как вести себя спортивно.

«Что значит «вести себя спортивно?» Это значит уважать друг друга».

На командную игру в регби еще один игрок-любитель, капеллан Георгий Церодзе, смотрит как на социальную составляющую жизни человека. Для него это «новая ступень для социализации» и новая ее грань.

«В понимании назначения человека и целей человеческой жизни – это очень важно. Потому что мы социальные существа, наша личность, говорят, проявляется только в социальных отношениях, общении. И регби – это тоже другая форма общения. И в плане достижения совместных целей – эта роль очень важна, она сплачивает. Такой подход к спорту, конечно, совершенно должен исключать те негативные проявления, которые связаны с тем, что ты набираешь силу и у тебя есть какое-то преимущество перед другими. Это должно применяться только для доброго дела».

Отец Георгий – священнослужитель. Ему, как он говорит, «давно за 40». Поиграть предложил один из членов команды, с которым он тогда познакомился. После юношеских лет, игра с людьми моложе него «стала каким-то возрождением».

«Какой-то такой культуры у нас не было. Мы видим, как в европейских государствах культурная составляющая подталкивает людей к тому, чтобы до конца жизни быть активными, здоровыми. И эта роль спорта для меня очень важна. Я вижу, что мое присутствие в команде кого-то подтолкнет и призовет к тому, что возраст – не помеха спорту».

Георгий Девдриани в спорте с самого детства. Сначала дзюдо, потом карате и футбол. Сейчас – регби. Эта игра, по его словам, открывает много возможностей. В первую очередь – приобрести друзей.

«Эти люди представляют в себе те неписаные правила, которые должны быть в жизни любого хорошего человека, такие как любовь, взаимопонимание. И эта игра основана на этих важных деталях».

Отец игрока – мастер спорта СССР по вольной борьбе. Поэтому пример спортивного поведения у Георгия был всегда.

«Нас с отцом объединяет любовь к спорту. Мы спортивные люди, которые никогда в жизни себе не позволят аморальные вещи и никогда не будут делать такие вещи, которые опорочат имя спортсмена. Нужно учить каждого ребенка, который приходит на секцию регби или на любую другую, что в первую очередь нужно уважать даже своего противника и врага и ни в коем случае не применять силу, которую мы приобретаем на тренировках, за пределами площадки. И в жизни я, как и любой другой нормальный человек и спортсмен, против всякого насилия, потому что это очень плохое явление в жизни».

Но с этим явлением ребятам все же пришлось столкнуться. В сентябре 2018 года они потеряли сокомандника, «отличного парня и друга». Он был убит во время конфликта в центре Тбилиси. Это был правозащитник Виталий Сафаров.

«Мама, прекрати плакать!»

«Ты должен быть сильным, но силу надо использовать или в спорте, или для добра, потому что плохие дела не для нас. Это, наверное, будет сейчас громко сказано, не хочу это афишировать, но мы ездим на фермы, в детские дома… Для нас неприемлемо, чтобы наша сила была применена в драках, в конфликтах. Мы уйдем с чувством собственного достоинства, но не доведем до конфликта», — говорит Мшвидобадзе.

Отец Георгий, «эволюционист», по собственному признанию, видит в перенаправлении энергии на насилие отголоски нрава первобытного человека: он цеплялся за жизнь, используя силу и агрессию.

«Мы очень долгий путь прошли до того, как стать человеком. Только сейчас мы становимся людьми. Мы знаем теперь, что силой жизнь не удержать. Жизнь можно удержать только любовью, только добрыми взаимоотношениями в новых социальных контактах. Жизнь, оказывается, сохраняется абсолютно иными силами. Мы выросли до этого понимания», — считает Георгий Церодзе.

Доминик Цагара считает: общество и государство должны бороться с размытием границ между спортом и насилием. По его словам, проблема в практически полном отсутствии финансирования спорта. В том числе, любительского.

«Вот мы сейчас здесь тренируемся на ипподроме, где нет абсолютно никаких условий. Думаю, без системной поддержки спорта, этот этос спортсмена, когда он разбивается с реалиями жизни и общества – там уже начинается политика, насилие, большие деньги. Самое главное – поддерживать спорт с самого начала, когда люди молодые, инвестировать в их будущее, спортивное будущее. Может они не станут спортсменами, но может они чему-то научатся про жизнь».

 

Exit mobile version