Протесты, столкновения, баррикады. Тысячи жителей Беларуси выходят на улицы Минска и других городов выразить свой протест. Они отказываются признавать победу Александра Лукашенко на президентских выборах. По предварительным данным ЦИК, лидер страны, которому интернет-опросы прочили 3% поддержки, набрал 80% голосов. Его главная соперница – Светлана Тихановская, жена блогера и политзаключенного Сергея Тихановского, по официальным данным получила лишь около 10%.
Многие жители Беларуси уверены: Лукашенко «нарисовал» себе красивые цифры. В знак несогласия с фальсификациями в стране начались массовые акции протеста. Результат: тысячи задержанных, десятки раненых и, по меньшей мере, один погибший. Белорусские власти используют против манифестантов весь свой арсенал: слезоточивый газ, водометы, светошумовые гранаты. ОМОН действует предельно жестко – получить резиновой дубинкой можно просто за выход на улицу.
Кадры, на которых силовики избивают мирных демонстрантов, лишь выкрикивающих антиправительственные лозунги, обошли весь мир. Правда, в эти дни Беларусь оказалась в информационном вакууме – ряд оппозиционных СМИ заблокировали, иностранных журналистов задержали, интернет отключили. По официальной версии, виной – кибератаки из-за рубежа. Но IT-эксперты настаивают: это – государственный интернет-шатдаун.
Пока на центральных улицах Минска идут столкновения демонстрантов с ОМОНом, а люди строят баррикады из мусорных баков, госпропанаганда Беларуси обвиняет протестующих в попытке захвата административных зданий. Сам Лукашенко говорит, что среди протестующих «пьяные, обкуренных много, с наркотиками». На фоне беспрецедентных для страны волнений он собирает совещание «для обсуждения актуальных вопросов». Актуальный вопрос: развитие пищевой промышленности.
Тем временем Светлана Тихановская, в победе которой уверены протестующие, покинула Беларусь. В своем видеообращении, записанном уже в Литве, она сказала, что «приняла очень тяжелое для себя решение абсолютно самостоятельно».
«И я знаю, что многие меня поймут, многие меня осудят, а многие и возненавидят. Но, знаете, не дай бог оказаться перед таким выбором, перед которым оказалась я. Поэтому, люди, берегите себя, пожалуйста – ни одна жизнь не стоит того, что сейчас происходит. Дети – это самое важное, что есть в нашей жизни».
Позже на провластном Telegram-канале появилось второе видео. Судя по всему, оно было записано в здании Центризбиркома Беларуси, откуда Тихановская долгое время не выходила. В своем обращении соперница Лукашенко, не смотря в камеру и зачитывая текст по бумажке, призывает людей прекратить протесты. У оппозиции и ее сторонников нет сомнений: Тихановская выступила под давлением.
Телеграмма Путина
Накануне выборов Лукашенко заявлял: во внутренние дела Беларуси и предвыборную гонку идет вмешательство извне. Он жаловался на то, что в интернете распространяются «жуткие фейки», направленные на дискредитацию власти. Некоторые из таких вбросов, по словам президента, были из России».
«Это не наше, это из России идет информация. Потом они извинятся, снимут. Но людям то в мозги уже вбросили это».
К митингам недовольных предварительными результатами выборов, на которых он «победил», по словам Лукашенко, причастны «кукловоды» из других стран.
«Ясно, что там за ними кукловоды стоят. Они и с одной, и с другой стороны. И в Польше живут, и из России подкидывают. Мы об этом с президентом Путиным поговорим в ближайшее время при встрече, но эта ситуация очень сложная».
Личная встреча коллег пока не состоялась, но Владимир Владимирович поздравительную телеграмму в Минск уже направил. По сравнению с предыдущим поздравлением, в этот раз оно было менее теплым. В 2015 году глава Кремля назвал победу своего коллеги «убедительной» и «свидетельствующей о высоком политическом авторитете и доверии со стороны населения». В этом году Путин акцентировал внимание на отношениях Минска и Москвы.
«Рассчитываю, что Ваша государственная деятельность будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодных российско-белорусских отношений во всех областях, углублению сотрудничества в рамках Союзного государства, наращиванию интеграционных процессов по линии Евразийского экономического союза и СНГ, а также военно-политических связей в Организации Договора о коллективной безопасности. Это, несомненно, отвечает коренным интересам братских народов России и Беларуси».
По версии немецкого издания Frankfurter Allgemeine Zeitung, телеграмма Путина четко дала понять, что за свою поддержку Кремль ждет ответных услуг: продолжения интеграции и передачи Москве значительной части суверенитета Беларуси. Впрочем, такой расклад может аукнуться самой России.
«Но в долгосрочной перспективе может оказаться, что Москва заплатит очень высокую цену за поддержку Лукашенко. Если Путин поможет удержаться во власти этому правителю, то рискует потерять внутреннюю связь большинства белорусов с Россией».
По идеальному сценарию России
На этих выборах Лукашенко решил разыграть антироссийскую карту. Выступая защитником независимости белорусского государства от России, он арестовал кандидатов в президенты Бабарико и Тихановского, назвав их «марионетками Москвы». А за 10 дней до выборов арестовал предполагаемых бойцов печально известного ЧВК «Вагнер», отправленных, по его словам, в страну для дестабилизации ситуации.
За пять дней до голосования Лукашенко выступил с посланием к народу и парламенту, в котором заявил: Россия боится потерять Беларусь, «ведь, кроме нас у нее не осталось по-настоящему близких союзников».
«Россия всегда была, есть и будет нашим ближайшим союзником, кто бы ни был у власти в Беларуси или России. Это непреодолимый фактор, это глубоко внутри наших народов. Даже несмотря на то, что братские отношения с нами поменяла на партнерские. Напрасно».
Несмотря на задержанных «вагнеровцев» и косвенные обвинения в адрес Кремля, за два дня до выборов Лукашенко созванивался с Путиным. Эксперты не исключают, что на самом деле два лидера заключили некую сделку. По словам Андрея Кортунова, гендиректора Российского совета по международным делам, которого цитирует Meduza, «выборы существенно сократили свободу маневра» для Минска.
«Лукашенко будет труднее балансировать между Россией и Европой, а это означает, что у Москвы появляются дополнительные возможности, чтобы навязать свою модель отношений».
Евгений Прейгерман, руководитель экспертной инициативы «Минский диалог», считает, что Россию полностью устраивает кризис в Беларуси и значительное ухудшение отношений с западными странами. Ведь после аннексии Крыма в 2014 году антагонизм между Россией и Западом отодвинул на задний план критику в адрес Беларуси.
И в этих условиях, считают эксперты, Беларусь «не может представлять полную геополитическую лояльность России, поскольку это грозило бы ей самой огромными рисками». Что, в свою очередь, не устраивает Москву, которой нужна безусловная поддержка Минска в противостоянии с Западом и Украиной.
Эксперты считают: в интересах России по итогам этой президентской кампании – увидеть ослабленного президента Беларуси.
«Им нужен Лукашенко, но на коленях».
«Я бы не сказал, что Россия не хочет, чтобы Лукашенко был президентом. Думаю, им хотелось бы не хотеть. Потому что они не знают, а другие будут лучше и податливее ли, чем Лукашенко. Но своей неуступчивостью Лукашенко точно надоел руководству России». Так сам президент Беларуси охарактеризовал отношение Кремля к себе в интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону за несколько дней до выборов.
Но сегодня, по мнению Прейгермана, «бурлящее внутреннее противостояние» привело к резкому ухудшение отношений Беларуси с западными странами – США и ЕС.
«Беларусь как страна окажется в более уязвимой позиции в плане переговоров с Россией по тем темам, которые обсуждались в том году: дорожные карты, интеграция. Когда ты один на один с намного более сильной Россией и у тебя нет возможности положиться на помощь и отношения с другими государствами, то у тебя качественно другая ситуация. Настолько строптивым быть сложно. Это лучший вариант для России», – считает глава экспертной инициативы «Минский диалог».
Реакция Запада
Как и ожидалось, Запад жестко отреагировал на фальсификации и насилие в Беларуси. Европейский Совет пообещал изучить действия властей и провести глубокую переоценку отношений с Минском. Такая переоценка может включать в себя «адресные меры в отношении лиц, ответственных за насилие <…> за необоснованные аресты и фальсификацию результатов выборов». Выборы 9 августа Евросоюз назвал «ни свободными, ни честными».
Матеуш Моравецкий, премьер-министр Польши, которую Лукашенко тоже обвиняет во вмешательстве во внутренние дела, выступил с инициативой провести чрезвычайный саммит ЕС по Беларуси. Литва, где скрываются многие оппоненты Александра Григорьевича, назвала выборы недемократическими. МИД Германии призвал ЕС рассмотреть возможность возобновления санкций против Лукашенко.
«Политика в Беларуси изменится навсегда». Западные СМИ — о выборах, протестах и будущем Лукашенко
Отреагировали на события в Минске и в США. Американский сенатор Боб Менендес назвал президентские выборы «фальшивкой и трагедией для белорусского народа, который так сильно рисковал ради свободы».
«Если эта насильственная атака на демократические ценности продолжится, я ожидаю, что США и Европа быстро введут санкции против Лукашенко и его соратников».
Вашингтонский портал Axios считает, что в течении длительного времени президент Беларуси пытался использовать противоречия России и Запада для собственной игры, но сейчас он рискует обозлить обе стороны. В декабре 2019 года, напоминает издание, Лукашенко отказался от попыток Кремля возродить Союзное государство. Тогда Москва отказала Минску в поставках нефти, на помощь пришел Вашингтон. Госсекретарь США Майк Помпео, побывавший в феврале в Минске, пообещал, что Америка поставит стране 100% нефти, «чтобы помочь Беларуси построить собственную суверенную страну».
«Классическая цветная революция»: события в Беларуси в интерпретации российского ТВ
Вскоре, после продолжавшегося более десятилетия перерыва в дипломатических отношениях, Вашингтон вновь заявил о готовности назначить своего посла в Беларуси. Правда, сейчас в США звучат призывы не делать этого. Сенатор Крис Мёрфи обратился к Белому дому с просьбой отозвать кандидатуру на должность посла. По его мнению, это не лучшее время для налаживания дипотношений с Беларусью.
«Отправить посла в Минск сейчас – впервые более чем за 10 лет – будет означать, что США оправдывают эти действия. И я готов отклонить кандидатуру в комитете по иностранным делам, если ее не отзовет президент», – цитирует Мёрфи издание Hill.
Кажется, своими действиями Лукашенко вновь поставил под угрозу все то, что пытался наладить годами.
Пока еще непризнанные Абхазия и Южная Осетия
Нежеланием перечеркивать отношения с Западом и терять независимую внешнюю политику многие наблюдатели объясняли отказ ближайшего союзника Москвы признавать независимость двух оккупированных грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии. Совсем недавно в интервью Дмитрию Гордону Александр Лукашенко, наконец, подтвердил это. По его словам, Запад грозил Минску дополнительными санкциями, а вот Москва отказалась компенсировать экономические потери.
«Я говорю: «Дим [Медведев], закончили разговор, я сейчас подписываю указ, я признаю Южную Осетию, но первое, второе, третье, пятое, восьмое, девятое – вы подписываете указ и гарантируете мне вот это. С учетом отключения от SWIFT. Знаешь, что он мне ответил? Вы же понимаете, что здесь в основном экономические вопросы, а экономическими вопросами у нас занимается Путин».
Теперь белорусский лидер вновь может оказаться перед сложным выбором. Новая волна западных санкций оставит Лукашенко наедине с Россией. Поэтому не исключено, что вскоре Минск под давлением Москвы все же заявит о признании независимости Сухуми и Цхинвали. Несмотря на то, что сам Лукашенко недавно назвал «нехорошим фактом», когда «Осетию оторвали от Грузии».