Что объединяет политические протесты и прикладное народное искусство? Художница Руфина Базлова поставила символизм традиционной вышиванки на службу современной политической повестке.
Вышивка – долгий и кропотливый процесс. Этого времени у Руфины Базловой не было, поэтому вместо нитки и иголки она обратилась к компьютеру. Художница родом из Беларуси уже 12 лет живет в Чехии, но в эти тяжелые дни все ее внимание приковано к родной стране.
В отсутствие стабильного интернета и при полном игноре происходящего со стороны официальных медиа, мир узнает о протестах из постов в социальных сетях, из Telegram-каналов, стримов с места событий. В сложившейся ситуации работы художницы стали своеобразным символом протеста: вместо народных орнаментов в стилистике традиционной вышиванки выполнены сцены последних событий в Беларуси и их ключевые персонажи.
По символам, вышитым на традиционной славянской одежде, современники могут прочитать огромное количество информации о его владельце, точно по коду. Исходя из цвета, расположения узоров и используемых символов, можно было узнать, что перед вами за человек, из какого места он родом, каково его положение в обществе, занятие и возраст…
Руфина Базлова так же решила закодировать в вышивке историю белорусского народа, творимую здесь и сейчас. Что подходит для этого лучше, чем традиционная прикладная техника? Ее работы — это синтез цифровой графики и льна.
«Это патриотическое чувство, которое не получилось спрятать. Я люблю эту эстетику и использую ее в своем творчестве. Это не первый раз, когда я использую технику вышивки (несколько лет назад художница сделала комикс, выполненный в этой технике, — прим. ред.). Белорусский орнамент оказался близким и понятным многим иностранцам, которые им восхищаются», — рассказала Руфина СОВЕ.
Сегодня на странице в Instagram с работами Базловой появилось объявление: с любой из картинок можно заказать майку, а все вырученные деньги пойдут на помощь тем, кто пострадал во время протестов последних дней.