20 августа российский оппозиционер Алексей Навальный впал в кому. На данный момент его состояние оценивается как стабильно тяжелое. Врачи выдвинули рабочий диагноз – нарушение обмена веществ. Главная версия соратников политика – отравление. Перевозить Навального в Германию долго не позволяли, ссылаясь на «нестабильное состояние». Жена оппозиционера обратилась с письмом к президенту Путину. После очередного консилиума медицинский самолет с Навальным на борту отправился в Берлин.
«Путин, выпей чаю»
«Один мой знакомый дипломат недавно спросил Навального, готов ли он и его семья к последствиям организованного им протеста. Да, ответил тот, он понимает, что это может быть длительный тюремный срок по сфабрикованным обвинениям. Или «несчастный случай» в машине или самолете».
– отрывок из статьи Энн Эплбаум для британского издания The Spectator, 2011 год.
Утром 20 августа Алексея Навального госпитализировали в Омске. Он был в бессознательном состоянии. Самолет, на борту которого он находился, вылетел из Томска в Москву и был вынужден совершить экстренную посадку. По словам пресс-секретаря Навального Киры Ярмыш, политик после взлета пожаловался на плохое самочувствие. На фото, опубликованном жителем Томска Павлом Лебедевым, до вылета Навальный пьет чай в кафе в аэропорту.
Замглавы врача омской больницы Анатолий Калиниченко заявил – диагноз и другую информацию журналистам называть не будут: лечение контролируют федеральный и региональный Минздравы. И, судя по фотографиям из отделения больницы, Нацгвардия и ФСБ.
Близкие оппозиционера заявили о необходимости перевезти политика в Европу, где быстрее обнаружат конкретный токсин в организме оппозиционера. Но омские врачи настаивали – Навальный «получает помощь в полном режиме, все, что нужно для него, в учреждении есть». «Никакая помощь внешняя, иная нам не требуется».
Тем временем, в аэропорту Омска уже стоял медицинский самолет, направленный фондом Cinema for Peace для транспортировки пациента в берлинскую клинику Charite. Это была личная просьба издателя «Медиазоны» и акциониста Pussy Riot Петра Верзилова, жизнь которого спасали там же в 2018 году. Тогда отравление Верзилова, по его версии, было вдохновлено акцией против существующего в России правления на Чемпионате мира по футболу прямо на глазах у президента Путина. Сам Верзилов в эфире «Дождя» заявил, что происходящее с Навальным похоже на то, что он пережил два года назад.
Кремлевские репрессии-2020: Петр Верзилов и Кирилл Серебренников
Впрочем, изначально главврач омской больницы сообщил — Алексей Навальный нетранспортабелен — его состояние нестабильно, а решения родственников для его перевозки недостаточно.
Позже сотрудница транспортной полиции объявила, что вещество, которым возможно отравили политика Алексея Навального, нашли. Но больше никаких подробностей. «Тайна следствия».
В конце концов резкое ухудшение самочувствия оппозиционера связали с нарушением обмена веществ. По словам главврача больницы Александра Мураховского, в организме не было обнаружено никаких токсинов.
«На сегодняшний день у нас есть рабочие диагнозы. Основный из них, к которому мы склоняемся, – нарушение углеводного баланса, то есть нарушение обмена веществ. Вызвано это может быть резким понижением уровня сахара в крови».
Спустя два дня, после очередного консилиума, Навального удалось транспортировать.
Что сказал Кремль
Несмотря на развивающиеся события, в эфирах федеральных каналов имя Навального продолжают игнорировать. 20 августа в итоговых выпусках новостей зрителям не сообщили и о случившемся инциденте.
Тем не менее официальный комментарий последовал из Кремля. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков выразил готовность помочь оппозиционеру с лечением и содействовать его отправке для этого за рубеж в условиях закрытых границ, если с такой просьбой обратятся к Кремлю, Минздраву и другому ведомству.
«Разумеется, как и любому гражданину нашей страны, мы желаем ему скорейшего выздоровления», — сказал Песков.
И добавил, что президенту на эту темы специальных докладов не приносят. «Нет необходимости. Очень много сообщений СМИ».
На вопрос журналистов, вмешивались ли власти, чтобы помешать транспортировке Навального в Германию, Песков ответил – администрация президента никак не вмешивается в эти вопросы, поскольку Кремль не занимается вопросами лечения пациентов.
Breaking news
Отравление оппозиционера в России всколыхнуло мировое сообщество. Западное информационное пространство заполнилось новостями с пометкой «breaking news».
Обеспокоенность ситуацией вокруг Алексея Навального выразил официальный представитель ООН Стефан Дюжжарик. А на совместной пресс-конференции Ангела Меркель и Эммануэль Макрон заявили о готовности предоставить медицинскую и другую помощь в клиниках Германии и Франции.
Согласно зарубежным СМИ, Навальный стал еще одним пострадавшим звеном в цепи «загадочных отравлений».
The Wall Street Journal назвал оппозиционера «единственным голосом, высказывавшимся против двух десятилетий правления Путина». Согласно The New York Times, « Кремль неоднократно пытался заставить его замолчать арестами, обвинениями в мошенничестве и обысками дома и в офисах штаба».
Bloomberg в своем материале называет и других «жертв явного отравления». Среди них – координатор проекта Михаила Ходорковского «Открытая Россия» Владимир Кара-Мурза.
Дважды переживший отравление (в 2015 и 2017) Кара-Мурза в интервью «Новой» говорит о совпадениях, которые присутствуют в произошедшем с ним и Навальным и схожих симптомах. У него нет сомнений, что отравление преднамеренное и политическое.
«Алексей Навальный – один из главных и самых опасных политических оппонентов Кремля. Мы все знаем и его антикоррупционные расследования, и насколько он и его команда эффективны даже на тех выборах, куда их самих не пускают».
Затем перечисляет:
«2003 год: журналист «Новой газеты» Юрий Петрович Щекочихин, депутат Госдумы. Ему поставили диагноз – синдром Лайелла – аллергическая болезнь, которая поражает примерно одного человека из миллиона. Какая должна быть вероятность, что эта болезнь поразила человека, который занимается антикоррупционными расследованиями и является оппозиционным депутатом? Анна Политковская, еще один журналист «Новой газеты», — ее отравили, когда она летела в Беслан. Виктор Ющенко на президентских выборах в 2004 году. В Англии все прекрасно знают случаи Литвиненко и Скрипалей. Два моих отравления, потом – Петр Верзилов, теперь – Навальный».
«Кремлю подложили хорошую свинью»
Такое, действительно, случалось и раньше. И сейчас такая новая, возможно, политически мотивированная попытка убийства происходит в особенное время. В Беларуси уже вторую неделю набирают силу антиправительственные демонстрации. Акции не стихают и на Дальнем Востоке России. Такие организовывал в свое время и Навальный.
Благодаря взаимодействию через интернет Навальный собрал вокруг себя молодое поколение «несогласных», которое не боится выходить на улицу и попадать в автозаки. Навальный в своих расследованиях говорит об украденных деньгах. И такой неудобный человек вряд ли может устраивать власть.
Эмигрировавший из России после жесткого нападения и покушения на убийство журналист Олег Кашин в своей статье для издания Republic называет стандарт, проверенный двадцатью годами опыта: «кто бы ни совершил преступление, преступников будет покрывать Кремль».
По его словам, Путин, конечно, был в ярости, узнав о случившемся. Как и в случае с убийством Бориса Немцова. Мол, кто-то зачем-то переусердствовал.
«Наказания не последует, более того, на аппаратной и политической судьбе преступника это никак не скажется, и вся государственная машина (следователи, судьи, пропаганда) начнет работать на то, чтобы отвести подозрение от того, кто это сделал. Это закон, никак не зависящий от конкретных обстоятельств и имен – с давних уже пор у нас на любое преступление, в котором можно заподозрить государство, первой государственной реакцией оказывается заметание следов».
Сюжетов такого рода, считает он, за двадцать лет скопилось достаточно, чтобы искать закономерности. Сначала будет правильнее обозначить две крайности, отмечает он.
«Первая: злой Путин в своем логове сидит и придумывает всевозможные зверства – взорвать дома (1999), посадить Ходорковского (2003), убить Политковскую (2006), замучить Магнитского (2009), покалечить Кашина (2010), сбить «боинг» (2014), убить Немцова (2015), отравить Скрипаля (2018), отравить Верзилова (2018), арестовать Голунова (2019), отравить Навального (2020)».
Крайность вторая: «За спиной Путина всевозможные злодеи занимаются своими злодейскими делами. <…> Все действуют по собственной инициативе, все исходят из того, что Путину до них нет дела. Каждое преступление таким образом можно воспринимать как эксцесс исполнителя, поставленного на определенный участок и однажды переусердствовавшего».
Писателю Дмитрию Быкову, который в 2019 году также впал в кому в результате отравления, очевидно, что отравление Навального, как и в его случае — целенаправленная, плохо подготовленная, но прицельно готовившаяся операция.
Быков находит слишком много общего во всех этих обстоятельствах и улавливает «слишком типичный почерк».
«Я абсолютно уверен, что Навального вытащат. Что его излишне ретивые оппоненты, которые это подстроили, подложили Кремлю хорошую свинью. Но как же сильно он все-таки пугает!»
Что угодно, кроме «Навальный»
Армин Вольф: Вы ещё ни разу не называли открыто его имя, Алексея Навального. Почему?
Владимир Путин: «У нас ведь много бунтарей, так же, как и у вас, так же, как и в Соединённых Штатах».
Так в преддверии визита в Австрию Президент России ответил на вопросы ведущего телерадиокомпании ORF Армина Вольфа об уклонении от произношения фамилии оппонента.
Только получается так, что таких «бунтарей» – противников путинского режима, которых, по словам Путина «много», становится все меньше. До Навального им был убитый у стен Кремля Борис Немцов. Свою книгу, вышедшую в 2007 году, кстати, он так и назвал – «Исповедь бунтаря».
А.Вольф: Почему Вы не называли его [Навального] имя публично?
В.Путин: Мы не хотим, чтобы нам подсунули ещё одного, второго, третьего или пятого Саакашвили, бывшего президента Грузии. Мы не хотим, чтобы у нас на нашей политической сцене появились Саакашвили во втором, третьем, четвёртом издании. Вам нравятся такие фигуранты, якобы политические деятели?
Эксперты считают, что феномен использования иносказаний вместо произнесения «Навальный» указывает на нежелание придавать серьезному сопернику должное значение. «Он представляет опасность для коррупционеров и властных элит и, несомненно, является Немезидой для Путина и его окружения».
О том, что соперник имеет значение, говорит и последний опрос «Левада-центра» о вдохновляющих личностях. На лидирующих позициях – Владимир Путин (8%) и Алексей Навальный (4%). Для людей в возрасте 40–54 лет более интересным общественным деятелем является Навальный. В аналитическом центре объяснили это «высоким уровнем неудовлетворенности и фрустрации этой возрастной группы».
Писатель Борис Акунин-Чхартишвили считает, что «жителю Ново-Огарева надо молиться, чтобы человек, которого он всегда боялся назвать по имени, выжил». Иначе будет хуже, чем после убийства Анны Политковской и Бориса Немцова.
«Много раз меня спрашивали публично и приватно, как я могу поддерживать этого ужасного Навального, который и то, и сё, и вообще всё делает не так (как вариант: «да он проект Кремля!»). Отвечал я всегда одинаково: Алексей Навальный за свои убеждения каждодневно рискует жизнью. А это жизнь, в которой ему есть что терять. Держитесь, Алексей».