Отношения Минска и Москвы во время предвыборной гонки в Беларуси не просто охладели, а стали значительно напряженнее. В СМИ неоднократно появлялись заявления Александра Лукашенко о «руке Кремля» и вмешательстве извне. Запугиваниями Россией бессменный лидер Беларуси хотел консолидировать вокруг себя электорат и поставить его перед сомнительным выбором: либо он, либо российская агрессия.
Борьба Лукашенко с «агентами Кремля» началась с арестов кандидатов в президенты Виктора Барбарико и Сергея Тихановского. Заключительным актом в этом «спектакле» стал арест за 10 дней до выборов российских боевиков.
В ночь на 29 июля в санатории под Минском были задержаны 32 человека. Еще один – на юге страны. Государственные СМИ сообщили, что это – бойцы «ЧВК Вагнер», прибывшие в страну с целью «дестабилизации обстановки в период избирательной кампании». Лукашенко обвинил Россию в «грязных намерениях», но в Москве поспешили оправдаться: МИД РФ заявил, что группа россиян следовала транзитом через Беларусь в Турцию. У граждан были все необходимые документы, в том числе авиабилеты.
На этом фоне к Минску с просьбой передать задержанных обратился Киев. В Украине заявили: есть доказательства участия 28 человек в боевых действиях в Донбассе. Беларусь «вагнеровцев» передала. Но не Киеву, а Москве. 14 августа 32 из 33 россиян были отправлены на родину. Украина в ответ отозвала для консультаций посла.
Посол Украины в Грузии: нет причин признавать выборы в Беларуси
Нероссийский след
Разыграть «антироссийскую карту» на этих выборах у Александра Лукашенко не получилось. Страшилки про возможное повторение «украинского сценария» не заставили белорусов поверить в официальные 80% за «Батьку». По всей стране прошли масштабные и беспрецедентные акции протеста. Попытки силой подавить протесты только усилило их.
Страны ЕС заявили о непризнании легитимности итогов выборов. В России предпочли не делать однозначных заявлений, но Путин направил Лукашенко поздравительную телеграмму. В послании особое внимание уделялось отношениям Минска и Москвы. Путин выразил желание, чтобы деятельность Лукашенко способствовала дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества во всех областях.
И на всякий Москва дала понять: выборы в Беларуси прошли не совсем гладко. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, даже в Минске это признают.
«Сказанное не означает, что выборы были идеальными. Конечно, нет. Тому немало свидетельств. Это признается и белорусским руководством».
Лукашенко же, что называется, решил переобуться в воздухе. Александр Григорьевич, до выборов обвинявший Москву в попытке дестабилизировать ситуацию в Беларуси, теперь благодарит за поддержку Путина, называя его своим другом. Практически каждый день «друзья» созваниваются.
Одновременно Лукашенко стал еще больше нагнетать истерию по поводу внешнего вмешательства. Теперь, правда, не с Востока, а с Запада. По словам главы республики, страну травят, чтобы в дальнейшем применить тот же сценарий в России. Причем, утверждает он, в Кремле эти опасения разделяют.
«Кто может гарантировать, что силы, которые подтягиваются извне, они до нас безразличны? Да нет, мы с Путиным одного мнения, что все там – заварушка эта – не напрасно».
Спикер Кремля Дмитрий Песков подтвердил: «Мы по-прежнему обеспокоены некоторыми косвенными и прямыми проявлениями внешнего вмешательства. Считаем, это неприемлемо». Уточнять, кто именно вмешивается в дела Беларуси, пресс-секретарь Путина не стал. «Факты красноречиво говорят сами за себя», — ограничился он.
Лукашенко дает больше конкретики. Это не только общие обвинения в адрес Запада, но и критика в отношении соседних Польши и Литвы. По словам Александра Григорьевича, беспорядки в Беларуси спровоцированы, чтобы власти страны «оттянули своих военных на внутренние действия».
«Зачинщики – не вы, не белорусы. Они сидят там, под Варшавой, под Вильнюсом. Вы же видите, куда эти альтернативщики побежали? Некоторые сделали круг через Россию и Украину и там осели».
Глава республики добавил, что координаторы протестов получают «определенную поддержку» от властей тех стран, где они находятся.
Добровольные испытания
Несмотря на ожидаемую поддержку российскими властями Лукашенко, Кремль все-таки демонстрирует некоторую отчужденность. Глава МИД РФ Сергей Лавров 23 августа заявил, что Москва примет любое решение властей Беларуси по вопросу диалога с оппозицией. Лавров считает, что такой же должна быть позиция Европы и Америки. И тут он разделяет главный тезис Лукашенко.
«Мы будем не против любого решения, которое примет белорусское руководство в отношении диалога со своим населением, но, когда Запад говорит, что только посредничество с участием западных стран будет эффективным, — конечно, у всех свежо в памяти, как это было на Украине, где западное посредничество обернулось полной недоговороспособностью».
Главный дипломат России считает, что в целом в Беларуси видны «явные признаки нормализации обстановки». При этом он отмечает, что есть «желающие сделать мирное течение, в котором сейчас проходит развитие событий в Беларуси, насильственным, спровоцировать кровь, все перевести на украинский сценарий».
Сама Россия реализовать этот сценарий не намерена, уверяют в Москве. Спикер Кремля Песков опроверг слухи о нахождении в Беларуси российской боевой техники. По его словам, потребности в оказании Минску военной помощи на основании Договора о коллективной безопасности и Договора о Союзном государстве «сейчас нет». Согласно с этим и белорусское руководство, добавил Песков.
Вышивая протест: работы белорусской художницы стали символом восстания
Пресс-секретарь Кремля успокоил не только белорусскую оппозицию, но и Лукашенко: у Москвы нет каких-либо каналов связи и переговоров с созданным в Минске Координационным советом. Российская сторона не собирается в это вмешиваться, — утверждает он.
При этом в Кремле знакомы с некоторыми документами, которые верстались в Координационным совете, где больший акцент делался не на взаимодействие с Россией. «Нам это меньше импонирует», — намекнул Песков, заверив, что большинство белорусов все же выступает за сотрудничество с Москвой.
А сотрудничество это, судя по всему, может принимать причудливые формы. Как сообщает близкий к пресс-службе президента Беларуси Telegram-канал «Пул Первого», Лукашенко и Путин договорились о приоритетных поставках в Минск российской вакцины от коронавируса «Спутник V».
Лукашенко, ранее позиционировавший себя как Covid-скептик, теперь договорился с Путиным, что «белорусы в добровольном порядке примут участие в третьем этапе испытаний вакцины».
Как «гонка вооружений»: Россия заявила, что первой создала Covid-вакцину