Лука Чангелия – молодой парень из Абхазии, который в 16 лет основал первое в регионе молодежное интернет-телевидение. В том числе, чтобы изменить, на его взгляд, пренебрежительное отношение общества к лицам, имеющим статус вынужденных переселенцев, и доказать, что они способны делать важные дела.
Покидая Абхазию
Лука родился в селе Хумушкури Гальского района. Ему – 17. До 2008 года он и его старший брат воспитывались у бабушки в Абхазии. После «августовской войны» ситуация стала особенно напряженной – на административной границе появились российские военные.
«Если я и не помню многого, но момент, когда в село вошли танки и русские в полном военном снаряжении, я помню хорошо. Когда ребенок видит такое, это плохо сказывается на его психике. Наверное, именно поэтому мама решила перевезти нас на подконтрольную Грузии территорию».
В Зугдиди, куда переехала семья, Лука пошел в первый класс. До 4-го класса он учился в адаптированной среде – практически все одноклассники были вынужденными перемещенными лицами (ВПЛ) из Абхазии. Но потом, по его собственному признанию, началась работа над разрушением стереотипов.
Без экзаменов: в Тбилиси ждут абитуриентов из Абхазии и Южной Осетии
«Ты просто сидишь в автобусе и слышишь произнесенное насмешливым или ироничным тоном «гальский». Потом у тебя появляется внутренняя агрессия, и ты хочешь как-то это остановить. Хочешь, чтобы люди перестали так говорить, стараешься что-то изменить».
В 13 лет Лука уже стал лидером проекта «Волонтер Грузии», организовывал мероприятия и собрал вокруг себя группу из 40 единомышленников.
«Мы смогли превратить существовавший тогда насмешливый тон в уважительный. Теперь люди могли сказать: «Посмотрите, чего смогли добиться дети из Абхазии». Это было моей целью».
Создать СМИ в 16
В 16 лет Лука создал свое молодежное интернет-телевидение Zugdidi TV. С профессией будущего – журналистикой – он определился еще в детстве.
Придя в Zugdidi American Corner, Лука сначала стал готовить сюжеты для самого «уголка». Потом ему в руки дали камеру – начал освещать новости, создал веб-страницу, собрал ребят, желавших стать журналистами. Команда начала делать программы. Восемь месяцев назад в рамках объявленного посольством США конкурса Лука получил финансирование как для проведения тренингов, так и для приобретения техники. Все это помогло окончательно сформировать интернет-телевидение.
Сайт Zugdidi TV работает, в том числе, на русском языке. Страничку посещают пользователи из Сухуми, Очамчире и Гальского района.
«Наш главный принцип – не касаться политики. Потому что мы пока некомпетентны и не хотим попадать в неловкие ситуации. Наша главная цель – освещать социальные, экономические проблемы, проблемы молодежи, живущей здесь. И одна из моих основных целей – показать проблемы тех, кто был вынужденно переселен из Абхазии».
По мнению Луки, главная проблема ВПЛ – навязанный обществом ярлык «беженца», не имеющего возможности чего-либо добиться.
«Почему?! Потому что они вынужденные переселенцы?» Но в этом же нет нашей вины… В итоге все эти проблемы создают порочный круг, помочь разорвать который пытаемся и мы, молодежь».
Корпорация мечты: парень родом из Гали стал частью Microsoft
Абхазия: ностальгия
После переезда на подконтрольную Тбилиси территорию, связь Луки с Абхазией не прервалась. По ту сторону реки Ингури осталась бабушка. Сестра вышла замуж за этнического абхаза, так что племянники – наполовину грузины, наполовину абхазы.
В последний раз Лука посетил регион в 2018-м. До этого ездил часто, но потом прекратил – в Зугдиди «светился активно». И хотя, по словам парня, после их переезда оставшиеся в Абхазии родственники с проблемами не сталкивалась, ситуация там ему не нравится.
«Когда я в последний раз подал свой грузинский паспорт российскому военному, понял – это не та ситуация, в которой я должен был оказаться. Появляется какой-то внутренний протест, и очень сложно сдержаться. Сложно ходить по улицам Сухуми и не говорить по-грузински. Все это создает дискомфорт. И ты предпочитаешь смотреть на это издалека».
И, тем не менее, ностальгирует по Абхазии Лука с улыбкой. Несмотря на сложные условия жизни, свое детство он называет счастливым.
«Сейчас я понимаю, что эти «границы» порождают чувство потери. Ностальгия у меня будет до тех пор, пока я не приеду в Абхазию как ее житель».
Сейчас организация Луки сотрудничает с Центром развития Гали. Они проводят для живущей там молодежи тренинги. Мысли ребят по ту сторону административной границы в целом ему известны. Но лучше о том, как они относятся к Грузии, Лука узнал, приняв участие в обменной программе в школе Каплана в Великобритании. Там он встретился с этническими абхазами из Сухуми, Ткварчели и Гали.
«Мы опоздали на три дня и, оказалось, что они интересовались, где же грузины, искали нас. В итоге мы всюду ходили вместе, дружили. Потом один из них сказал мне: «То, что случилось, произошло 27 лет назад. Мы должны начать все заново». Что он имел в виду под «заново» – сотрудничество между «республиками» или целостную Грузию, я об этом даже не спрашивал. Не хотел создавать им дискомфорт».
Об оккупации
«Абхазия и Самачабло – это Грузия. Россия – оккупант». Баннер с таким текстом размещен на сайте интернет-телевидения Луки. Он считает: пока к власти в Москве не придет новая молодая сила с современным мышлением, пока Кремль будет говорить, что это Грузия в XIX веке оккупировала Абхазию и Южную Осетию, лозунг должен жить.
«Это началось не сегодня и не вчера. Это продолжается уже не один век. Если раньше может и не использовали слово «оккупант», но люди всегда пытались показать свое негативное отношение к агрессивной политике России. Сколько раз в Грузию впустят кого-то, кто представляет российское правительство, столько раз и я выйду в знак протеста на площадь. Если будут стрелять, пусть стреляют».
Но если Грузия хочет вернуть оккупированные территории, считает Лука, ей следует признать и свою долю ответственности.
«Наша вина заключается в том, что мы выбираем не тот тон, который должны использовать в разговоре с людьми. И этот тон должен окончательно поменяться. Мы должны понять, что ничем не отличаемся от них».
О будущем
Через год Лука планирует поступать в Тбилиси на журфак, стать политическим журналистом и создать со своими единомышленниками СМИ, освещающее политическую ситуацию в стране. Дальше – учеба в США.
«Пока я не пойму, что набрал необходимые знания для возвращения в Грузию и изменения чего-либо, уверен, я останусь в Америке. Но очевидно, что и там я буду выражать свое мнение. Если же этого не произойдет, то я, конечно, останусь в Грузии и как рядовой гражданин продолжу борьбу за право людей донести свои голоса».
Лука не представляет будущего страны без активной вовлеченности молодежи в различные социальные и политические процессы. По его словам, это жизненно необходимая мера, чтобы люди расстались с ностальгией по СССР и перестали считать Россию единоверным братом.
«У нас политики, которые стареют на наших глазах. Молодым не дают возможности войти в парламент. Нужно дать молодежи шанс взглянуть на наши проблемы свежим взглядом. Пока в Европе думают, как продвинуться по карьерной лестнице, где получать лучшее образование, нам приходится выходить на акции протеста. Но да, здоровый протест тоже важен».
При поддержке: