Позиция Азербайджана
Баку обвинил армянскую сторону в интенсивном обстреле позиций азербайджанской армии и населенных пунктов в зоне карабахского конфликта. Власти сообщили о начале «контрнаступательной операции» в целях пересечения боевой активности вооруженных сил Армении и обеспечения безопасности мирного населения. По словам президента Ильхама Алиева, «азербайджанская армия не претендует на чьи-то земли». Единственная цель, говорит он, «защита своих земель» и «освобождение оккупированных территорий».
Взгляд из Азербайджана: бои на границе, стихийный митинг и колбаса
Азербайджанские военные заявили о взятии нескольких населенных пунктов. При этом в результате обстрелов со стороны армянских сил, по данным Баку, погибли, по меньшей мере, пять мирных жителей. Еще 19 получили ранения.
Позиция Армении
Армения обвинила Азербайджан в нападении на Нагорный Карабах, не исключив возможности признания его независимости. По словам премьер-министра Никола Пашиняна, «диктаторский режим» президента Ильхама Алиева развязал «войну против независимости, свободы и достоинства». Ереван обвинил Баку в ударах по населенным пунктам и гражданским объектам. Но военные успешно противостоят нападению, написал Пашинян на своей странице в Facebook.
Взгляд из Армении: новая геолокация конфликта и фактор Турции
Как в самопровозглашенном Нагорном Карабахе, так и в Армении объявили военное положение и всеобщую мобилизацию. Премьер-министр призвал «личный состав войск явиться в районные военные комиссариаты». На центральной улице Еревана собрались мужчины, готовые отправиться на фронт.
Нагорный Карабах
Впервые за долгие годы под обстрел попала столица непризнанной республики – Степанакерт. По информации Нагорного Карабаха, азербайджанцы нанесли удары и по другим крупным и мелким населенным пунктам. Армия обороны Нагорного Карабаха сообщает, что в ходе боевых действий сторона потеряла 58 армянских военнслужащих и двоих мирных жителей. Еще свыше 200 – ранены.
Степанакерт, при этом, опроверг сообщения Баку о захвате населенных пунктов и стратегических высот, назвав это дезинформацией: «В целом ситуация находится под контролем». Де-факто президент Карабаха Араик Арутюнян заявил, что Армия обороны провела «ряд блестящих операций на разных участках линии фронта» и вернула ранее утраченные позиции.
Тем не менее, Арутюнян призвал мужчин старше 18 лет быть готовыми взять в руки оружие. По его словам, ответственность за «навязанную войну» будет нести правительство Азербайджана. А за «чреватую гуманитарной катастрофой ситуацию» будет отвечать лично Ильхам Алиев.
Россия, Турция и международные организации
Дежурную обеспокоенность новым витком напряженности в зоне карабахского конфликта выразили многие международные организации и мировые лидеры. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ – именно этот формат занимается урегулированием конфликта – призвали стороны прекратить боевые действия и возобновить переговоры для поиска решения.
Президент США Дональд Трамп отметил, что у Вашингтона в регионе со многими хорошие отношения и в Соединенных Штатах «посмотрят, смогут ли остановить боевые действия». Конкурент Трампа на президентских выборах Джо Байден тоже прокомментировал события на Кавказе. Он считает, что Вашингтон должен направить в горячую точку больше наблюдателей и призвать Россию прекратить «цинично поставлять оружие» обеим сторонам конфликта.
В Москве поддержали общемировой мировой тренд, призвав и Азербайджан, и Армению прекратить бои и сесть за стол переговоров. Глава МИД РФ Сергей Лавров провел телефонные переговоры со своими коллегами из Баку и Еревана. А вот президент Владимир Путин поговорил только с премьер-министром Армении Николом Пашиняном (пресс-секретарь Дмитрий Песков при этом сказал, что в случае необходимости Путин поговорит и с азербайджанским коллегой). В Кремле отметили, что беседа состоялась по инициативе армянской стороны.
Администрация президента России, лаконично изложив суть телефонных переговоров, сообщила: Путин отметил важность недопущения дальнейшей эскалации противостояния. В свою очередь Пашинян «обратил внимание собеседника на жесткую предвзято-агрессивную позицию Турции и необходимость остановить возможное вмешательство этой страны».
В Ереване на этот раз особо акцентируют внимание на участие Анкары в конфликте. МИД Армении утверждает, что в Азербайджан прибыли турецкие военные специалисты, что Баку «использует турецкое вооружение, в том числе беспилотники и военные самолеты».
«В период нынешней агрессии Азербайджана против Карабаха деятельность Турции характеризуется непосредственным присутствием на поле боя», – говорится в заявлении ведомства.
Анкара, в свою очередь, обвинила Ереван в «нарушении режима прекращения огня и нападении на мирные населенные пункты». Турция призвала международное сообщество «незамедлительно предпринять шаги, чтобы положить конец опасным провокациям армянской стороны».
«Очередным нападением на Азербайджан Армения еще раз показала, что она представляет собой самую большую угрозу региональному миру и спокойствию. Турецкая нация, как всегда, всеми силами поддерживает азербайджанский народ», – заявил президент Турции Рейджеп Эрдоган.
Грузия
Соседствующая с конфликтующими странами Грузия выразила надежду, что Баку и Ереван смогут достичь договоренности о прекращении огня. Тбилиси призвал сопредседателей Минской группы ОБСЕ и международных посредников приложить все усилия для прекращения эскалации и возобновления конструктивного диалога. МИД Грузии при этом выразил готовность способствовать установлению мира в регионе любым возможным способом.
Директор Центра стратегии и развития Грузии Георгий Гогуадзе считает, что в случае еще большей эскалации конфликта в национальных интересах страны – соблюдать максимальный нейтралитет.
«Мы должны в рамках наших рычагов и возможностей поспособствовать диалогу и мирному урегулированию. На всех уровнях, на государственных и гражданских, нужно оставаться на нейтральных позициях», – считает Гогуадзе.
При этом, по его словам, в случае полномасштабной войны, Грузия не сможет находиться в позиции наблюдателя. Но это будет сопряжено с определенными рисками.
«Если Россия попросит открыть гуманитарный коридор, мы не будем знать, что там будет проходить. Если попросит Турция – то же самое. Поэтому есть определенные риски нашей безопасности. Если не говорить о социально-экономическом фоне в регионе, который сложится в результате этого процесса», – говорит директор Центра стратегии и развития.
В целом, широкомасштабную войну, учитывая риторику властей Армении и Азербайджана, Георгий Гогуадзе не исключает. Хотя потенциал разрешения конфликта вооруженным путем, считает он, невелик.
«В 2016 году мы видели что-то похожее, но такого масштаба политические шаги со стороны этих двух стран сделаны не были. Я надеюсь, что все это не превратится в полномасштабную войну, потому что очевидно, чем закончится этот процесс для обеих стран».
Эксперт отмечает, что новый виток напряженности в Нагорном Карабахе связан с тем, что Азербайджан хочет установить свой контроль в регионе, в то время как Армения рассматривает себя как гарант безопасности Нагорного Карабаха.
«В этом смысле интересы двух стран – несовместимы. Кроме того, мы можем найти много других факторов. Будь то Covid-ситуация, экономическое положение в обеих странах и т. д. Возможно, это попытка перенести внимание, попытка мобилизовать общество. Но все это уже вышло за рамки локального процесса и может принять стихийный характер».