Профессия художника по костюмам в кино – труд невероятно увлекательный и так же невероятно недооцененный со стороны зрителей. Часто весь визуальный стиль фильма держится на костюмах (вспомните культовые платья Живанши на Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани», наряды героев Уэса Андерсона или юную Людмилу Гурченко в платье new look с меховой муфтой). Образы с экранов задают тренды – все когда-то хотели прическу «Рейчел» или кожаную куртку мотоциклиста, как у Марлона Брандо.
После выхода экранизации «Великого Гэтсби» (в 1974 и 2013 годах) в моду стремительно возвращались образы американской эры джаза, а на волне популярности «Острых козырьков» мужчины по всему миру снова стали носить кепки-восьмиклинки. А что насчет костюмов в грузинском кино? Оказалось, это не совсем обычная история.
Хотя Тбилисская академия художеств и другие вузы готовят студентов к конкретным профессиям, как и во всем мире, в Грузии часто можно встретить такую историю: художнику тесно в одном амплуа. Всем известно, что Сергей Параджанов, имея не сравнимое ни с чем визуальное видение, руководил на своих картинах всем, и костюмные решения не были исключением. Резо Габриадзе так же сложно уместить в рамки одной профессии – они и сценарист, и режиссер, и художник, и скульптор (этот список можно продолжать). Актер и режиссер Асхаб Абакаров выступал и как художник-постановщик, и как художник по костюмам в фильмах Тенгиза Абуладзе.
Мы выбрали пять фильмов, в которых советуем вам обратить внимание на костюмные решения, но список этот субъективный и неполный: в него можно включить также и любую из режиссерских работ Наны Джорджадзе, которая тоже сама занимается образами героев, и всеми любимую классику вроде «Мимино» и «Не горюй».
«Ашик-Кериб», 1988
На этом месте могла быть любая лента Параджанова – визуальный пир, который предлагает зрителям мастер, сложно с чем-то сравнить. «Ашик-Кериб» – заключительная часть кавказского цикла (вместе с «Цветом граната» и «Легендой о Сурамской крепости») и последний законченный фильм режиссера. Как и предыдущие, этот фильм – притча, сказка, коллаж, сон, нагромождение живых картин, наполненных цветом, фактурами и символизмом. Сегодня все что угодно можно «покрасить» или исправить на этапе постпродакшена. У Параджанова в кадре все рукотворно – и если там черный гранат или медные камни, значит, он их покрасил. По воспоминаниям участников съемочного процесса, бюджеты у фильмов были крошечные, но режиссер покупал списанную тюль за копейки и делал из нее костюмы ангелов – такие, которые не снились даже художникам «Игры престолов».
«Кето и Котэ», 1948
Экранизация классической комедийной пьесы «Ханума» Авксентия Цагарели – образцовый костюмный фильм. Действие происходит в конце XIX века в Тифлисе, а точнее, в Авлабаре. В этот период элементы европейского платья проникают в женский городской костюм, что было отражено и в фильме. Так, во многих сценах отчетливо видно, что под традиционным грузинским платьем на женщинах есть кринолины.
«Покаяние», 1984
Великий фильм Тенгиза Абуладзе, получивший гран-при в Каннах и номинацию на «Золотой глобус», заключительная лента притчевой трилогии (вместе с «Мольбой» и «Древом желания») и последняя лента режиссера. Фильм снимался в течение нескольких лет, съемочной группе, казалось, патологически не везло: сначала вся пленка с уже отснятым материалом оказалась бракованной, а потом исполнитель роли Торнике, молодой актер Гега Кобахидзе, был арестован за попытку угона самолета и приговорен к расстрелу.
Но фильм все-таки пересняли, а роль Торнике блестяще исполнил Мераб Нинидзе. Картине суждено было стать культовой и положить начало сложному разговору о преступлениях Большого террора.
Перед художником по костюмам стояла непростая задача: объединить в образе Варлама Аравидзе всех диктаторов, не склоняясь ни к одному из них. В нем угадываются и Гитлер, и Муссолини, и Берия, и Сталин, и советские функционеры рангом пониже. Алая мантия Нино, великолепный белоснежный наряд Кетеван из зала суда – ни один костюм в фильме не случаен, каждый служит внутренней мифологии картины, и для разгадки всех смыслов даже пары просмотров недостаточно.
«Кин-дза-дза!», 1986
Технически, эта лента снята на Мосфильме, но сценарий написал Резо Габриадзе, одну из главных ролей сыграл его сын, а режиссером картины выступил Георгий Данелия. Поэтому ничего не помешало нам включить эту сатирическую антиутопию в список. В общем-то, «Кин-дза-дза!» – это предтеча всего странненького юмора, любители которого сегодня легко найдут что посмотреть на YouTube-каналах и «Нетфликсе», но для 1986 года это нечто беспрецедентное. За костюмы пацаков и чатлан, для которых жизненно важна цветовая дифференциация штанов, отвечал довольно большой штат художников, хотя в титрах указаны лишь двое.
«Листопад», 1966
Полнометражный дебют Отара Иоселиани получил в Каннах приз ФИПРЕССИ и приз Жоржа Садуля за лучший дебют. Визуально черно-белая лента напоминает французскую новую волну – ленты Годара и Трюффо, а ее герои одеваются в манере, которая навевает мысли о понятии effortless chic, а не о советском дефиците. Как бонус – в фильме можно увидеть тбилисскую Винную фабрику во времена, когда вино там делали, а не только пили. Впрочем, проблемы, поднятые в ленте, остаются актуальными по сей день.