Дело «Гареджи»: против интересов государства?
Генпрокуратура Грузии взялась за изучение законности работы комиссии по демаркации и делимитации грузино-азербайджанской государственной границы. В ведомстве утверждают, что некоторые ее участки, возможно, были согласованы в ущерб территориальным интересам страны.
Уголовное дело возбуждено по части 1 статьи 308 – «Нарушение территориальной неприкосновенности Грузии». Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет.
На скамье подсудимых – экс-председатель комиссии по делимитации Ивери Мелашвили и бывший член комиссии Наталья Ильичева. 7 октября они были задержаны, а 8-го им предъявили официальные обвинения и избрали в качестве меры пресечения двухмесячное содержание под стражей.
По версии прокуратуры, в процессе делимитации обвиняемые не использовали карту 1937-1938 годов, которая отражает исторические границы страны, а руководствовались лишь пограничными линиями карт, изданных в 1970-1980 годах. На основе этой работы в 2006-2007 годы, то есть в период правления Михаила Саакашвили, между Тбилиси и Баку было достигнуто соглашение об урегулировании спорных участков. Теперь власти Грузии обещают пересмотреть сделку.
«Грузия могла потерять до 3500 гектаров территории», – заявил прокурор Джарджи Циклаури.
Одним из главных свидетелей обвинения, который дал показания против задержанных, стал священнослужитель – настоятель монастыря Давид Гареджи архимандрит Кирион. И участие духовенства в процессе придает ему особый сакральный характер.
Бывший члены комиссии по делимитации, впрочем, своей вины не признают. Адвокат Мелашвили заявил, что выдвинутое обвинение очень общее, перепутаны многие факты.
«Обвинение возлагает на господина Ивери ответственность, будто он был обязан установить историческую границу с Азербайджаном, что абсурдно само по себе. <…> В конечном итоге, именно совместная комиссия должна была решить, на какой документ опираться, а не господин Ивери», — отметил Эдуард Марикашвили.
Наталья Ильичева, в свою очередь, отметила, что карта, в утаивании котрой ее обвиняет прокуратура, есть и в интернете. Но эксперты комиссии считают этот документ несовершенным. По словам Ильичевой, если бы эксперты опирались на эти топографические сведения, часть территорий Давид Гареджи все равно бы отошла Азербайджану.
«Согласно этой карте, мы переходим к положению 1929 года. Если, конечно, мы говорим об этом документе. А согласно этому документу, мы теряем часть Давид Гареджи, и граница проходит по башне Чичхитури», — заявила Ильичева на процессе.
При чем тут Москва?
Известно, что генеральная прокуратура получила скандальные карты от министерства обороны. А вот как они попали в ведомство Ираклия Гарибашвили – вопрос не до конца выясненный. Как сообщает телеканал Formula, ссылаясь на конфиденциальный источник, карты прислали из России.
Источник, в частности, утверждает, Минобороны получило их от приближенного к «Грузинской мечте» бизнесмена Давида Хидашели. Тот, в свою очередь, смог заполучить карты при содействии секретного офицера внешней разведки России Олега Мубаракшина.
Хидашели много лет занимал руководящий пост в крупнейшей российской корпорации «Система». По информации Formula, она консультируется российскими спецслужбами. Бизнесмен был вице-президентом корпорации и отвечал за инновации. Мубаракшин занимал такую же должность в юридической сфере. Кроме того, в разное время он выполнял важные задачи по координации деятельности резидентур Службы внешней разведки, в том числе в Бельгии. Хидашели поддерживает с ним активные контакты на протяжении многих лет.
Кстати, в Грузии бизнесмен стал известен после того, как в мае текущего года пожертвовал 1,2 миллиона лари в правительственный фонд борьбы с коронавирусом.
Formula: карты по делу Давид Гареджи Минобороны Грузии получило от российских спецслужб
2 октября Хидашели подтвердил Общественному вещателю, что передал грузинской стороне оригиналы карт, на основании которых началось расследование. Бизнесмен не уточнил, к какому году относятся топографические документы и как они к нему попали. Но пообещал приехать в Грузию и лично ответить на вопросы журналистов.
В оппозиции, между тем, говорят о политической мотивации дела и российских интересах. Оппоненты власти указывают на низкие рейтинги правящей «Грузинской мечты» и считают неслучайным, что следствие началось незадолго до парламентских выборов.
Телеканал Mtavari предположил, что материалы послужат основанием для выдвижения новых обвинений в отношении третьего президента Грузии Михаила Саакашвили. Перед выборами тот вновь пообещал вернуться на родину.
По мнению самого Саакашвили, происходящее является провокацией «Грузинской мечты».
«То, что правительство сделало с нашим самым важным памятником, нашим самым святым местом, Давид Гареджи, – давно спланированная провокация. Я могу вам сказать, какими будут следующие этапы этой провокации. Сначала они разговорят бывшего замминистра иностранных дел Манджгаладзе, который скажет, что получил какие-то инструкции от меня или от кого-то еще по отчуждению этих территорий, затем они выведут людей азербайджанской национальности, проживающих в Москве, и те скажут, что заплатили 70 или 80 млн за отчуждение. <…> А потом на этом будет построена целая история о том, что мы продали грузинскую землю», – написал в Facebook-посте Михаила Саакашвили.
Депутат от оппозиционной «Европейской Грузии» Элене Хоштария считает, что конфронтация с соседями Грузии, в данном случае с Азербайджаном, входит в интересы только одного регионального игрока – России.
«Мы видим очень четкий политический предвыборный приказ обманывать людей так, будто Грузия потеряла какую-то территорию», – сказала депутат.
Между тем, неожиданное заявление сделал представитель грузинского дипломатического корпуса, посол в Дании Гига Гигиадзе. На своей странице в Facebook он открыто выразил поддержку Мелашвили, много лет проработавшему в министерстве иностранных дел:
«Я полностью поддерживаю Ивери Мелашвили, которого знаю лично с 1997 года, и считаю его выдающимся патриотом своей страны, Грузии, профессиональным и незаменимым экспертом в процессе делимитации-демаркации нашей государственной границы. Выдвинутые обвинения настолько абсурдны и необоснованны, что мне трудно их комментировать».
На открытое письмо Гигиадзе отреагировал глава МИД Давид Залкалиани, пообещав разобраться с этим делом внутри министерства. Он отметил, что был удивлен заявлением, и считает, что из чувства коллегиальности, прежде чем делать какие-либо заявления по столь деликатной теме, посол должен был позвонить и поинтересоваться «с чем мы имеем дело».
В руководстве «Грузинской мечты» назвали действия посла грубейшим нарушением дипломатического этикета. А представители оппозиция и гражданского общества выразили уважение поступку представителя грузинского дипкорпуса.
Позиция правительства и Патриархии
Премьер-министр Грузии Георгий Гахария на этом фоне призвал не политизировать расследование.
«Вопрос, связанный с монастырским комплексом Давид Гареджи настолько важен, что любая политизация и политические спекуляции по этому поводу просто вредят стране, поэтому это абсолютно неприемлемо и недопустимо».
Он также добавил, что этот вопрос является внутренним делом Тбилиси и ни сам факт начала расследования, ни вновь выявленные обстоятельства не могут нанести ущерб стратегическому партнерству между Грузией и Азербайджаном.
В свою очередь один из лидеров «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе заявил об «истерике» оппозиции, обвинив бывшую правящую партию «Единое национальное движение» в том, что она «не любит собственный народ».
Его однопартиец Гия Вольский сказал, что не удивится, если следствие установит, а суд подтвердит, что измена имела место. Не исключил он и того, что круг обвиняемых увеличится.
Свою позицию зафиксировала и Грузинская православная церковь, уделяющая вопросу принадлежности комплекса Давид Гареджи особое внимание. В Патриархии провели встречу, на которой обсудили земные вопросы в прямом смысле этого слова.
«Мы и ранее не раз заявляли, что группа, работающая над демаркацией границы, вообще не руководствовалась этой картой и копиями этой карты, не посчитав их подлинными. В результате комиссия подписала протокол о демаркации приграничной зоны, на основании которого азербайджанские пограничники в настоящее время контролируют территорию монастырей Чичхитура и Удабно».
Спор о наследии
Многолетнее затишье в споре вокруг Давида Гареджи прервалось в конце апреля 2019 года, вскоре после визита в пограничную зону президента Грузии Саломе Зурабишвили. Она осмотрела средневековый комплекс и сфотографировалась с ребятами в камуфляже. Позже президент публично заявила о необходимости завершить процесс демаркации между двумя странами.
Вскоре после этого азербайджанские пограничники на несколько дней перекрыли путь к монастырю Удабно, а в районе монастыря произошло несколько тревожных инцидентов. Дорогу открыли после переговоров на уровне МИД. Но споры о грузино-азербайджанской границе с тех пор время от времени омрачают стратегическое партнерство двух стран.
В Баку заявляют, что не будут делать территориальных уступок. При этом тоже говорят о культурной ценности монастырского комплекса. В Азербайджане его называют Кешикчидаг и считают важным историческим памятником Кавказской Албании.
Совместная комиссия по демаркации и делимитации государственной границы была создана в 1996 году. В течение первых 15 лет она проделала почти 70% работы по уточнению пунктирной линии между странами, но с 2007 года процесс забуксовал.
Протяженность общей границы Грузии с Азербайджаном – около 440 киллометров. Ее треть, включая участок, проходящий через комплекс Давид Гареджи, до сих пор остается несогласованной.