В Зугдиди 17 человек около шести часов находятся в заложниках в филиале Bank of Georgia. По данным МВД, вооруженный мужчина ворвался в здание в 14:21. Среди заложников – сотрудники и клиенты финансового учреждения.
Несколько человек ранее были освобождены самим нападавшим, а некоторые спустились с 4 этажа по пожарной лестнице. Впоследствии 19 человек были заперты в одном из помещений банка. И только к 20:00 были освобождены две женщины, удерживаемые преступником.
Министру внутренних дел Грузии Вахтангу Гомелаури потребовалось около пяти часов, чтобы прибыть на место событий.
Требования в прямом эфире
Приблизительно через час после нападения один из заложников вышел на связь с телекомпанией Mtavari Arkhi. В прямом эфире он рассказал о ситуации в банке и показал комнату, где удерживаются люди. На кадрах видно, что большинство заложников – женщины. Виден в кадре и сам злоумышленник – мужчина в камуфляжной форме и с оружием в руках. Заложник в прямом эфире перечислил требования преступника – вывести спецназ с территории вокруг здания, предоставить ему коридор безопасности (куда именно – не уточняется) и принести 500 тысяч долларов наличными.
Заложник дал понять, что озвучивает позицию самого грабителя, который, по его словам «вооружен до зубов» – у него автомат, пистолет и ручная граната со снятой чекой, которую злоумышленник грозится взорвать в любой момент в случае «силового урегулирования ситуации». Он также призвал силовиков воздержаться от попытки штурмовать здание, чтобы избежать жертв.
Позднее мужчина, захвативший заложников, заявил, что, если по истечении двух часов его требования не будут выполнены, он начнет убивать людей. Несмотря на то, что установленный срок истек, ситуация пока не вышла из-под контроля.
Реакция властей
Премьер-министр Грузии Георгий Гахария прокомментировал ситуацию следующим образом: «Это один человек, злоумышленник, который ворвался в филиал банка. Уверен, что правоохранительные органы примут эффективные меры, чтобы все завершилось без жертв. Давайте дадим этим людям выполнить свою работу».
На вопрос журналистов о том, действительно ли в Грузии ухудшилась криминогенная ситуация, премьер предложил им просмотреть статистику и сравнить показатели преступности во время правления бывшего и нынешнего правительства. Гахария подчеркнул, что криминогенная ситуация за последние восемь лет значительно улучшилась.
Первый замглавы МВД Кахабер Сабанадзе, в свою очередь, назвал захват заложников в Зугдиди «тяжелым случаем». По его словам, власти делают все, чтобы избежать жертв среди рядовых граждан и полицейских.
Обвинения в адрес заложника
Захват заложников в банке стал поводом и для политических спекуляций. Проправительственная телекомпания Imedi акцентировала внимание на том, что выходивший на связь с оппозиционным Mtavari Arkhi заложник Ираклий Кварацхелия является активным сторонником «Единого национального движения» и в прошлом работал в мэрии Тбилиси. По словам одного из респондентов канала, Кварацхелия приехал в Зугдиди четыре дня назад «для провокации».
Между тем, вечером в день захвата заложников в центре Зугдиди произошла потасовка с участием пророссийского активиста Георгия Габедава и мажоритарного кандидата от «Европейской Грузии», экс-мэра Тбилиси Гиги Угулава. Судя по сообщениям СМИ, Габедава назвал заложника Ираклия Кварацхелия «зондером». В свою очередь Угулава заявил, что это беспрецедентная ситуация, когда происходит демонизация и дискредитация человека, оказавшегося в заложниках.
«Георгий Габедава ничего собой не представляет. Проблема в правительстве. Конечно, это они его привели сюда. Он – провокатор. Ираклий Кварацхелия завтра утром может не проснуться, а они уже прямо называют его провокатором».
Работа СМИ
Замглавы МВД Сабанадзе, между тем, выступил с критикой в адрес СМИ, показавших в прямом эфире злоумышленника, захватившего заложников. По его словам, «это создает прямую угрозу действиям правоохранительных органов и эффективности проводимых ими мероприятий».
Замминистра призвал СМИ и мобильных операторов отключить или ограничить лайв-сигналы, чтобы обеспечить безопасность граждан. В обратном случае – «государство оставляет за собой право использовать все рычаги, предусмотренные законом, чтобы обеспечить выполнение этого требования».
Исполнительный секретарь правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе также выступил с критикой журналистов. На коротком брифинге экс-спикер парламента большую часть времени уделил не самому захвату заложников, а освещению этого события в СМИ и тому, как его оценивает оппозиция.
«Политики и журналисты несут особую ответственность за то, чтобы их действия не мешали пресечению преступления и освобождению заложников. Прискорбно и тревожно, что некоторые безответственные политики пытались использовать даже такую ситуацию, чтобы набрать политические очки. Это политическое мародерство, к которому мы, к сожалению, давно привыкли», – заявил Кобахидзе.
Говоря о роли СМИ, Кобахидзе отметил, что действия некоторых из них даже содержат признаки уголовного преступления: «Поразительно, когда представитель медиасредства в прямом эфире ведет переговоры с человеком, совершившим такое преступление. Еще более поразительны детали этих переговоров».
При этом в адрес властей также звучит критика. В оппозиции, к примеру, заявляют, что в условиях информационного вакуума единственным источником информации о происходящем — в том числе для родственников заложников — являются СМИ. МВД не проводит регулярных брифингов о ходе переговоров с преступником или состоянии удерживаемых им людей.
Действия МВД
Министерство внутренних дел Грузии крайне редко сталкивается с необходимостью проведения спецопераций по освобождению заложников. В последние годы спецназ, как правило, применяется либо для задержания наркопреступников, либо для разгона оппозиционных демонстраций. Относительно редко проходят антитеррористические операции. Во время одной из таких (в ноябре 2017 года) в Тбилиси террорист Ахмед Чатаев совершил самоподрыв. Кроме того, тогда погиб один силовик.
Что касается захвата банка в Зугдиди, МВД Грузии заявляет, что в интенсивном режиме ведет переговоры с преступником. Власти обещают сделать максимум для того, чтобы обеспечить безопасное освобождение заложников. МВД Грузии возбудило уголовное дело по статьям 179 (Разбой), 236 (Противоправные приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия) и 144 (Захват в качестве заложника).
Между тем, как заявил ныне оппозиционер и бывший глава МВД Грузии Ираклий Окруашвили, захвативший заложников мужчина прибыл в Зугдиди из Гали в оккупированной Абхазии. Тот факт, что силовики не заметили этого, он назвал деградацией государственного управления.
«Это полная катастрофа, крах наших государственных институтов. Этот человек приехал из Гали, он преодолел такое расстояние со снаряжением и оружием так, что ни у кого не было информации об этом – ни у спецслужб, ни у правоохранителей. Это тоже катастрофа».