О незапланированном визите госсекретаря Майка Помпео в Тбилиси в стало известно 10 ноября. В день, когда хрупкий баланс сил на Южном Кавказе изменился после подписания соглашения об окончании войны в Нагорном Карабахе. На фоне регионального кризиса в Грузии после парламентских выборов возник свой – внутриполитический. В стране, являющейся стратегическим союзником США, возникла реальная угроза легитимности власти, что не входит в интересы Вашингтона.
По информации посольства США в Грузии, Помпео встретится с представителями исполнительной власти, чтобы «выразить поддержку суверенитета и территориальной целостности страны и призвать к дальнейшим демократическим реформам». В программе визита – переговоры с премьер-министром Георгием Гахария, президентом Саломе Зурабишвили и главой МИД Давидом Залкалиани. Помпео также проведет встречу с Католикосом-Патриархом Илией Вторым.
Глава грузинского внешнеполитического ведомства Давид Залкалиани убежден: этот визит отличается тем, что «является четким сигналом политической поддержки со стороны администрации США».
В свою очередь премьер-министр раскрыл больше деталей: на встрече обсудят вопросы экономики и безопасности, дальнейшей демократизации страны и «критически важные» на сегодняшний день вопросы для региона. «Такими являются текущие на Южном Кавказе процессы, они будут иметь серьезное влияние на нашу повседневность, безопасность и будущее».
Тем временем, в оппозиционных и экспертных кругах сомневаются, что тема внутриполитического кризиса останется в стороне. Согласно Хартии о стратегическом партнерстве, на юбилей празднования которого в США отправился тогдашний премьер-министр Мамука Бахтадзе, вопросы демократии и проведения свободных и справедливых выборов – одни из основополагающих в грузино-американском сотрудничестве.
Это Майк Помпео подчеркнул в ходе праздничной церемонии в 2019-м:
«В ходе беседы я призвал премьер-министра продолжать развивать судебную систему, что демократии включала в себя свободные и справедливые выборы. Также я говорил об ответственности парламента обеспечить функционирование госорганов согласно закону, а также выполнять обещания, данные гражданам».
Когда обещание после неоднократных попыток переговоров властей и оппозиции было частично выполнено и было подписано т. н. «Мартовское соглашение», госсекретарь поприветствовал конституционные изменения, связанные с реформой избирательной системы. И от лица Соединенных Штатов призвал парламент Грузии «уважать волю народа».
Именно эту волю хотят донести до Майка Помпео оппозиционеры. Но без слов. Оппоненты власти намерены организовать молчаливую акцию протеста. На митинге не будет политических выступлений, а главный посыл мероприятия останется неизменен – привлечь внимание к сфальсифицированным, по словам оппозиции, выборам.
«Мы планируем совершенно другой формат акции 17 и 18 ноября, которая, с одной стороны, будет посвящена тотальному мошенничеству, и в то же время будет своего рода торжественной встречей господина Помпео. Социальная дистанция будет полностью соблюдена, у граждан будет возможность прийти, встать и заявить, что выборы сфальсифицированы», – анонсировал лидер «Европейской Грузии» Гиги Угулава.
Несмотря на то, что программой визита Помпео переговоры с оппозицией не предусмотрены, оппоненты власти не теряют надежды, что шанс на встречу им все же представится: «Для обсуждения сложившегося в стране политического тупика».
В прошлом визиты госсекретарей США тоже приходились на кризисные периоды. Так было и в 2003-м. Хотя тогда по поручению Джорджа Буша-младшего в Грузию приехал бывший госсекретарь Джеймс Бейкер. Он согласовал т. н. «список стандартов» предстоящих парламентских выборов и предложил модель комплектации ЦИК, приемлемую и для властей, и для оппозиции. Позже из Вашингтона экс-госсекретарь прислал тогда еще президенту Эдуарду Шеварднадзе письмо, в котором не скрывал радости в связи с достижением соглашения по формуле комплектации Центризбиркома и основным принципам проведения выборов.
Трамп или Байден: как исход выборов в США скажется на Грузии
Визит в Тбилиси посланника Вашингтона был и в 2008-м, незадолго до начала «августовской войны». Госсекретарь Кондолиза Райс прилетела в Тбилиси, чтобы обсудить с Саакашвили, в том числе, урегулирование конфликтов в Абхазии и Цхинвальском регионе. Дипломат тогда выразила поддержку территориальной целостности Грузии и осудила политику Кремля. Райс также встретилась с оппозицией, в том числе Нино Бурджанадзе, бывшей соратницей Саакашвили. Тогда, как известно, американского дипломата просили увезти президента из страны.
Своим визитом в Грузию очередной американский госсекретарь удостоил в 2012-м. Незадолго до того, как в стране должны были пройти парламентские выборы, на которых победу одержала «Грузинская мечта». Тогда глава Госдепа Хиллари Клинтон призвала Тбилиси укреплять демократию и провести конкурентные и справедливые выборы.
«Вы сделали важные шаги после «Революции роз», и ваш прогресс был замечен во всем мире. Теперь от вас зависит укрепление демократических завоеваний», – заявила Клинтон.
В ее словах оппозиция тогда пыталась найти намеки на призыв к политической капитуляции Михаила Саакашвили и создание условий для конкурентной борьбы.
Еще раз в Грузии приняли высокого гостя из Вашингтона в 2016-м. Среди обсуждаемых тем госсекретаря Джона Керри с представителями власти были и предстоявшие парламентские выборы. Американский дипломат назвал голосование «еще одним лакмусовым тестом» для Грузии, ставшей «моделью для других стран с точки зрения демократических преобразований и изменения условий выборов».
В оппозиции не сомневаются, что и сейчас помимо вопросов государственной безопасности в виду последних событий на Кавказе Помпео затронет и тему выборов. Один из лидеров «Европейской Грузии» Серги Капанадзе уверен: это одна из главных причин визита.
«Мы поддерживаем связь, как с Госдепартаментом, так и с посольством [США] и нашими американскими партнерами, предоставляя им всю необходимую информацию. Поэтому визит госсекретаря включает темы, которые сейчас являются проблемными и критическими для Грузии, в том числе – вопрос фальсификации выборов».
Грузинские эксперты поделились с СОВОЙ мыслями о том, чем вызван внезапный визит Майка Помпео в Грузию и как им может воспользоваться оппозиция, встречи с которой нет в официальной повестке дня госсекретаря.
Давид Дарчиашвили, профессор Государственного Университета Илии
«Думаю, с одной стороны, визит вызван тем, что это часть стратегических отношений между США и новыми независимыми государствами. Но с другой стороны, в Грузии особая обстановка и выборы, которые признаны нелегитимными всеми оппозиционными партиями, с чем согласен и неправительственный сектор. И все это выявляет признаки политического кризиса в стране. В такой ситуации, конечно, госсекретарь будет заинтересован подробнее узнать о ситуации и поучаствовать в поиске выходов.
Что касается встречи с оппозицией, думаю, такая встреча все-таки состоится. Думаю, посольство США будет работать над этим вопросом. Я не видел повестку дня Помпео, об этом мы слышали только из заявлений правительства Грузии и главы МИД, а он замечен в выдаче желаемого за действительное.
Вообще, и в 2012 году, и раньше наблюдалось особое участие государственных секретарей во время политических кризисов в Грузии. И даже при Шеварднадзе. Потому что в политике Штатов большую роль играет продвижение демократии в молодых государствах. Сам Трамп меньше был этим заинтересован, к сожалению. Но он перестает быть олицетворением политики Вашингтона. Исходя из того, что это одно из ключевых направлений внешней политики Америки,естественно, что выборы являются одним из главных институтов становления демократии. Так что, они будут заинтересованы в этом».
Торнике Шарашенидзе, эксперт по вопросам международных отношений
«Я думаю, что сейчас виной всему – война в Карабахе. Как известно, Россия с Турцией уладили все без США, а это не может, конечно, нравится даже Трампу, который ведет, так скажем ,изоляционистскую политику. Южный Кавказ, конечно, хочет быть в сфере интересов Соединенных Штатов, если не жизненных, то важных. А Грузия, безусловно, остается, главным союзником США в регионе. Этот визит совпал по времени с окончанием войны в Карабахе.
Конечно, не удастся обойти вопрос политического кризиса в Грузии, как бы этого не хотелось властям. Но, в то же время, думаю, у оппозиции не должно быть иллюзий. Есть призывы со стороны ОБСЕ, со стороны американского посольства – сесть за стол переговоров, что они уже сделали. Можно стоять на улице и в тоже время вести переговоры. Это нужно довести до ума каждого.
Что касается встречи, то повестка Помпео может поменяться, он может встретиться с кем-то из оппозиции неофициально, так скажем, на полях конференции. Но сам факт, что встреча не занимает места в официальной повестке, можно воспринимать как послание, что визит нужно рассматривать в первую очередь как визит, связанный с геополитикой, а не внутренней обстановкой в Грузии».
Георгий Бадридзе, грузинский дипломат, бывший посол Грузии в Великобритании
«Уже давно в Грузии не было гостя столь высокого ранга из США, так что это довольно позитивный шаг. Нужно учесть, что это региональный тур. И в свете текущих событий и в самой Грузии, и в регионе, совершенно логично, что, если даже господин Помпео не планировал посещать Грузию в ходе этого тура, поездка была добавлена к его планам. Но и без каких-то чрезвычайных явлений визит в Грузию представителя главного стратегического партнера – совершенно естественен.
Самое главное, что США подтвердят принципиальный подход к демократическим процессам в Грузии. Это будет касаться в первую очередь свободных демократических выборов. И вот в этом смысле как раз Грузия находится сейчас на распутье. Второе – это факт геополитических изменений в регионе. Я очень надеюсь, что представители Грузии будут рассматривать эти вопросы с госсекретарем и то, как это скажется не только на Грузии, но и на грузино-американском сотрудничестве и необходимости укрепления наших связей в сфере безопасности.
Я уверен, что господин Помпео будет хорошо информирован о происходящих в Грузии процессах после выборов. Было бы, конечно, желательно, если бы он смог встретиться и с представителями оппозиции. Но главное, чтобы власть Грузии очень правильно восприняла его послания. Это будет призыв к диалогу, с одной стороны, а с другой – призыв к необходимости применения демократических методов в решении этой проблемы. Уверен, что это будет главным посылом».