Site icon SOVA

Пепел Черного сада: карабахский ход Кремля

IMG 35993 политика featured, Азербайджан, Армения, Ильхам Алиев, карабахская война, Нагорный Карабах, Никол Пашинян

Пепел Карабаха

Пепелища и догорающие остовы домов – так выглядят деревни в районах, которые по условиям соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе переходят под контроль Азербайджана. Все последние дни из этих мест в сторону армянской границы двигались легковые и грузовые автомобили, под завязку груженные домашним скарбом. Жители уходят – кто к родственникам в «материковую» Армению, кто в том же направлении, но в никуда…

Местное армянское население не верит заверениям азербайджанского президента Ильхама Алиева, что под юрисдикцией Баку им грозит лишь процветание. У старожилов все еще свежи воспоминания о первой карабахской войне и событиям ей предшествующим (погромы и нападения на этнической почве были зафиксированы с обеих сторон). Молодежь, выросшая на рассказах старших, ничего хорошего от новых реалий тоже не ждет. Но сжигая свои дома, многие местные армяне клянутся, что вернутся. И судя по тональности обещаний, возвращение им рисуется отнюдь не мирным.

Результат 45-дневной, абсолютно разгромной для армян войны только по официальным данным – более 2 тысяч погибших и почти сотня тысяч беженцев. Армения оплакивает павших за в итоге сданные территории солдат и требует «крови» – политической.

На волне всеобщего недовольства крайне тяжелыми для армянской стороны условиями мира, премьер-министру Николу Пашиняну и всему руководству республики приходится отчаянно держать оборону. Заверения премьера в том, что решение было продиктовано безвыходностью ситуации мало кого устраивают.

Но факты говорят сами за себя и против не только действующей власти, но и тех, кто сейчас ее активно критикует на политическом поле (силы, близкие к т. н. карабахскому клану, руководившему страной до прихода к власти на волне народного недовольства Пашиняна).

«Они не умеют воевать, поэтому ставят на позиции каких-то боевиков с Ближнего Востока».

Подобные лозунги в Армении слышались с самого начала боевых действий. В итоге оказалось, что вполне умеют. А вот самопровозглашенная НКР и стоящая за ней Армения оказались абсолютно не готовы к войне по новым правилам, где армия Азербайджана, подготовленная турецкими специалистами и вооруженная военной и политической поддержкой Анкары, за полтора месяца наголову разбила армянские военные подразделения, в вооружении и военной доктрине ориентированные на Россию.

Как заметили международные военные эксперты, вторая карабахская война показала, как армия XXI века разбила армию века XX, довольно легко пройдя и «непроходимую» эшелонированную оборону, и взяв приступом «неприступную» Шушу (Шуши).

Беспилотный беспредел триумф

Если первая карабахская война велась приблизительно одинаково вооруженными и оснащенными армиями «на земле», то ко второй – условно «воздушно-безнаказанной» — Азербайджан готовился долго, основательно и, что немаловажно, вполне открыто. Беспилотники турецкого и израильского производства, которые Баку безо всякой секретности закупал на протяжении лет, безусловно, оправдали для азербайджанского руководства вложенные нефтедоллары. Теперь к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву в стране обращаются не иначе как «победоносный».

Чему-чему, а в прозорливости в вопросе выбранной тактики азербайджанскому лидеру и его военным советникам не откажешь. Ударные турецкие БПЛА Bayraktar TB2 и барражирующие боеприпасы израильского производства Skystriker и Harop, вкупе с продукцией-камикадзе совместного азербайджано-израильского производства Azad systems – Orbiter-1K и Orbiter-3 все 45 дней войны правили бал в небе и ад на земле.

По сути карабахская армия, вооруженная безнадежно устаревшими средствами ПВО еще советского производства, ничего не могла противопоставить «смерти с небес». Барражирующие боеприпасы представляют собой своего рода крылатые ракеты, способные многие часы находиться в воздухе в районе цели, ожидая сигнал к атаке. То есть, говоря простым языком, подобный беспилотник способен уничтожить даже самый современный танк или тот же ракетный комплекс стоимостью в разы больше, чем стоит он сам. Размен оказался явно в пользу Азербайджана. Если верить армянскому премьеру Пашиняну, еще немного и армянским солдатам просто не осталось бы чем воевать.

«Текст заявления очень болезнен лично для меня и для нашего народа. Я принял это решение в результате глубокого анализа военного положения и оценки людей, лучшим образом владеющих ситуацией».

Никол Пашинян, премьер-министр Армении

Позже армянский премьер добавит, что требование остановить боевые действия исходило от армейского командования, что говорит само за себя.

Собственно, нескрываемое самодовольство и откровенная насмешка Ильхама Алиева, комментирующего подписание соглашения о прекращении огня, очень наглядно иллюстрирует то, какое влияние на политиков оказывает тот факт, что войну можно вести роботами, без существенных жертв с собственной стороны (Азербайджан до сих пор не разглашает свои боевые потери в войне), при этом нанося серьезный ущерб противнику.

«В этой бумаге нет ни слова о статусе Нагорного Карабаха. Ну что, Пашинян? Ну где твой статус? В ад отправился твой статус. Нет статуса, и не будет. Пока я президент, не будет статуса. Это часть Азербайджана».

Ильхам Алиев, президент Азербайджана

Уроки турецкого

«Турция возвращается на Южный Кавказ»… Эту фразу за последние дни не произнес разве что самый ленивый из экспертов – от сугубо диванных, до вполне серьезных специалистов. Анкара, действительно, стала чуть ли не главным актором второй карабахской войны, перевернувшей расклад сил в регионе. Беспрецедентная военно-политическая поддержка Азербайджана со стороны Турции говорит о многом. И прежде всего о том, что гегемонии России по эту сторону Кавказа пришел конец. Если не фактический, то моральный уж точно.

«Они не посмеют, им никто не позволит применять силу, вмешаются Россия, Европа, США!»

И эти восклицания тоже слышались отовсюду в армянском обществе. Уповали на серьезное армянское лобби в США, большую историческую диаспору во Франции, наконец, Союз армян России, не говоря уже о союзном соглашении с Москвой и членстве в ОДКБ. В итоге не вмешался никто до самого последнего момента…

Столь жестокое поражение Армении от азербайджано-турецкого альянса при подчеркнутом невмешательстве России вызвало в лучшем случае недоумение: Москва позволила Анкаре открыто «прибраться на своем заднем дворе».

Многие восприняли это как щелчок по носу Владимиру Путину со стороны грезящего идеями пантюркизма Реджепа Тайипа Эрдогана – когда турки сбивали российский самолет на сирийской границе, Путин говорил о «ноже в спину», когда Азербайджан (см. Турция) сделал то же самое с российским вертолетом в последние часы карабахской войны, Москва предпочла принять извинения без какого-либо реагирования на гибель своих военных.

В грузинском экспертном сообществе на изменившийся статус-кво смотрят с точки зрения безопасности самой Грузии, оказавшейся по сути в довольно сложном положении, когда две региональные державы делят между собой Южный Кавказ, не особо считаясь с мнением и интересами народов, его населяющих.

Грузинский политолог Торнике Шарашенидзе видит в разыгранном Москвой и Анкарой сценарии возможный размен территориями и геополитическим влиянием.

«Турция после распада Османской империи не играла такой активной роли на Кавказе, как сегодня. Похоже, между Москвой и Анкарой была достигнута некая договоренность, после чего Турция закрыла глаза на вмешательство России в Сирии, а Россия закрыла глаза на вмешательство Турции на Кавказе».

Торнике Шарашенидзе, политолог

По мнению конфликтолога Пааты Закареишвили, взяв Шушу (Шуши), Азербайджан практически поставил Россию перед фактом. А Москва, в свою очередь, «подставила своего союзника» и вынудила Ереван подписать мирный договор. Что же касается Грузии, то у Тбилиси, считает Закареишвили, появился уникальный шанс начать работать с Анкарой.

«Турция явно хочет выйти на Кавказ. Она это сделала через Азербайджан и должна также сделать и с нашей помощью. Мы должны сделать Турцию своим союзником и тем самым нейтрализовать российский фактор».

Паата Закареишвили, конфликтолог

Хотя Турция и так является стратегическим партнером Грузии, по мнению эксперта, Тбилиси может попытаться вступить в НАТО при помощи Анкары, но при этом, как-то сохранить отношения с Арменией, выступив посредником между Ереваном и Европой, параллельно убеждая Армению в том, что у нее нет перспектив с Россией. Впрочем, сам Закареишвили сомневается в том, что у Грузии это получится.

При этом опытный дипломат, в прошлом глава МИД и внешней разведки Грузии Гела Бежуашвили видит в такой игре очень большие риски для Тбилиси:

«Турция сегодня взяла лидерство в свои руки и Россия вынуждена с этим согласиться. Но это не стратегическое, а тактическое согласие. Соперничество России и Турции в регионе будет продолжаться. И вот тут мы должны быть очень внимательны и осторожны, чтобы не попасть между молотом и наковальней. Честно говоря, не знаю, проведена или нет оценка рисков, исходя из новой реальности в регионе, но, если нет, это нужно сделать как можно быстрее. Нам необходимо иметь дорожную карту по хеджированию данных рисков».

Гела Бежуашвили, экс-глава МИД Грузии, экс-глава внешней разведки Грузии

Уроки русского

Правда, кто будет заниматься этим хеджированием – страхованием рисков – непонятно. Заявление президента Грузии Саломе Зурабившили, приветствовавшей наступление «новой эры мира», вызвало бурю эмоций – многие жители Армении пожелали самой Грузии «такого мира», да и многие граждане Грузии усмотрели в твитте президента необъяснимую радость от появления еще одного российского воинского контингента в регионе.

«На Кавказе начинается новая эра. Поздравляю наших друзей, Армению и Азербайджан с окончанием трагической войны, и благодарю всех координаторов. Мои соболезнования семьям погибших. У мира и стабильности нет альтернативы! Вместе мы открываем новую главу союзничества».

Саломе Зурабишвили, президент Грузии

Усмотрели «геополитическую ересь» в словах грузинского президента и в американских дипломатических и военных кругах. Бывший посол США в Тбилиси Ян Келли выразил недоумение позицией госпожи Зурабишвили.

«Как может президент Грузии поздравлять с соглашением, которое закрепляет еще одну российскую оккупацию Кавказа и блокирует Запад?»

Ян Келли, экс-посол США в Грузии

Не разделяет восторгов Зурабишвили и бывший командующий войсками США в Европе Бен Ходжес. Говоря о конфликте в Нагорном Карабахе, генерал в отставке отметил, что его очень беспокоит появление в регионе российских миротворцев. Это, по мнению Ходжеса, – худший из возможных сценариев.

«Думаю, есть и другие страны, которые могли бы предоставить силы по поддержанию мира вместо Кремля. Я считаю, что российские силы, дислоцированные там сегодня, больше похожи на оккупантов, чем на миротворцев… подобных тем, что есть в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии».

Бен Ходжес, экс-командующий ВС США в Европе

Заявления довольно жесткие… с единственной поправкой – произнесены они деятелями хоть и весьма уважаемыми, но с приставкой «экс» к своим должностям. Официальный Вашингтон, несмотря на анонсированный визит в Грузию действующего госсекретаря США Майка Помпео, не спешит с фиксированием собственной позиции.

Указывая на финальный расклад, предусмотренный соглашением о прекращении огня в Карабахе, Гела Бежуашвили призывает не идти на поводу эмоций и не совершать ошибки, недооценивая степени российского присутствия, влияния и возможностей на Южном Кавказе. В условиях того, что Соединенные Штаты за последние годы практически перестали проявлять интерес к региону, сбрасывать Москву со счетов, даже в условиях явного усиления позиций Турции, очень опасно.

По мнению Бежуашвили, Россия продолжит оставаться ключевым игроком в регионе. Что же касается репутационного поражения в вопросе того, насколько можно Москве доверять как союзнику, дипломат отмечает: то, что произошло с Арменией, – очень циничная, но вместе с тем крайне расчетливая политика России в регионе. Причем, адресатом послания Москвы является не только Ереван с его недавней революционной эйфорией, но и другие сателлиты России на постсоветском пространстве:

«Не думаю, что позиции России ослабли, на мой взгляд, она сейчас осуществляет очень циничную, но в то же время очень прагматичную реал-политику в регионе, особенно в части Армении. Конечно, на первый взгляд имидж России выглядит не очень, но это только на первый взгляд. Вопрос комплексный и дьявол как всегда кроется в деталях. Не стоит забывать о том, что в какой-то степени действия Кремля, — это показательный урок для нынешних властей Армении, и это очень тяжелый урок. Таким образом Россия посылает сигнал остальным своим сателлитам – что происходит с ее партнерами, когда они не совсем принимают повестку Москвы».

Гела Бежуашвили, экс-глава МИД Грузии, экс-глава внешней разведки Грузии

Таким образом, говорить о снижении влияния России в регионе, по мнению эксперта, по крайней мере, преждевременно.

Размещение российских миротворцев в Нагорном Карабахе – все же некий гарант для Армении, что военного продвижения Азербайджана на эти территории не будет. Во всяком случае в ближайшие пять лет. Но этот же самый фактор, вкупе с размещением дополнительного контингента пограничных войск ФСБ на территории непосредственно Армении (российские пограничники уже стоят на границе с Турцией и Ираном) для контроля дороги, которая по соглашению свяжет Нахичевань (а значит и Турцию) с «материковым» Азербайджаном, — гарантия для Москвы, что Ереван уже точно никуда не денется с ее орбиты, несмотря на откровенное разочарование в армянском обществе «дружеской поддержкой» России.

Уроки Карабаха: какие выводы не сделала Грузия

И, даже несмотря на триумфальные заявления, звучащие из Баку, региональный расклад оставляет желать лучшего. Формальный победитель во второй карабахской войне – Азербайджан, вернув себе часть территорий, в нагрузку получил на остальной части этих территорий (согласно резолюциям ООН, территория Нагорного Карабаха и прилегающих районов является территорией Азербайджана) иностранное военное присутствие, чему активно сопротивлялся все эти десятилетия.

И, учитывая печальный опыт соседней Грузии по части миротворцев в качестве casus belli, получается, что Баку в долгосрочной перспективе вышел из войны не таким уж триумфатором. Теперь даже беспрецедентная поддержка Турции вряд ли сможет выдавить Россию с территории Азербайджана. По факту Москва по итогам карабахской войны получила свое военное присутствие уже во всех трех республиках Южного Кавказа.

Главная же проигравшая в этой игре – Армения входит в этап затяжного внутриполитического кризиса. Кто, как и, главное, когда будет формировать внутреннюю и внешнюю политику страны – вопрос, плохо поддающийся прогнозам. Сейчас армянское общество находится в эмоциональном шоке, страна охвачена волнениями, лишь усугубляющимися многотысячным потоком беженцев, влекущим за собой неизбежный экономический кризис. При этом пока большинство в непрекращающемся потоке карабахцев в основном женщины, старики и дети. Но скоро подтянутся и те, кто воевал на передовой. Со своим мнением, претензиями к военно-политическому руководству и, не исключено, что и с оружием на руках.

Exit mobile version