Ежегодно порядка 100 тысяч граждан Грузии становятся эмигрантами – как правило, отправляются за границу, чтобы заработать денег. В последние годы отрицательное миграционное сальдо только растет. По данным Национальной службы статистики, в 2019-м из страны уехали 105 тысяч человек. Многие эксперты, впрочем, считают: неофициальная цифра гораздо выше. Диана Шанава выяснила, с какими проблемами сталкиваются трудовые мигранты в Covid-эпоху.
Италия: жизнь в постоянном страхе
В период пандемии многие граждане Грузии, проживающие за границей, оказались в уязвимом положении. Без документов и легального статуса, они часто ограничены в возможности получения медицинской помощи и других льгот. Многие, опасаясь депортации, не обращаются в консульства и медицинские учреждения.
В таком страхе несколько месяцев прожила Мариам Ш. (фамилия не указывается по просьбе героини). Женщина уехала на заработки в Италию около двух лет назад. Планировала накопить денег на ремонт дома и финансово помочь семье, а потом вернуться. В Грузии у женщины остался муж и двое детей. Дочь недавно вышла замуж, а сын только поступил в университет. Денег, которые Мариам с мужем зарабатывали в Грузии, не хватало. Поэтому женщина решила отправиться на заработки за границу.
В Италию Мариам уехала по безвизовому режиму, оставшись там без документов. По признанию женщины, у нее всегда хорошо получалось готовить, поэтому устроиться поваром в кафе не составило труда. Она жила в небольшом городке недалеко от Рима. Ежемесячно получала около 1500 евро, и большую часть этой суммы (1000 евро) отправляла семье.
По данным Национального института статистики Италии, в 2019-м в стране официально проживало 16 590 граждан Грузии. Более 80% из них – женщины. Назвать реальное число эмигрантов не представляется возможным.
Весной 2020 года пандемия коронавируса нанесла мощный удар по Италии. В стране объявили локдаун: закрылись торговые объекты, точки питания, были введены другие жесткие ограничения.
«В начале у нас была не такая серъезная ситуация, как в северной части Италии. Я надеялась, что дальше Ломбардии вирус с такой силой не распространиться. Но кафе, в котором я работала, в итоге закрыли. Мне нужно было решать: оставаться и искать новую работу в условиях эпидемии, или возвращаться в Грузию».
В середине марта правительство Грузии прекратило регулярное международное авиасообщение и организовало спецрейсы для возвращения своих граждан из-за рубежа. Купить билет на эти рейсы можно было онлайн – по фиксированной цене в 199 евро.
На начало карантина Мариам с другими знакомыми женщинами-эмигрантками из Грузии жили вместе в съемной квартире. «Нашли самый дешевый вариант», – рассказывает она. Многие из них, как, к примеру, сама Мариам, потеряли работу. Другие – испытывали недостаток средств из-за сокращения зарплат.
«Вначале был только страх из-за потери работы. Небольшие накопления у нас были, но на долгий период времени их бы не хватило. По мере того, как эпидемиологическая ситуация в Италии стала ухудшаться, появился и страх заразиться. Без документов у нас не было бы возможности обратиться за медицинской помощью, покраайней мере, без угрозы депортации обратно».
Поэтому женщина решила, что будет лучше вернуться в Грузию спецрейсом. Но попасть на борт сразу у нее не получилось. Места на ближайшие даты были распроданы.
Летом родственники грузинских мигрантов даже проводили акции протеста у администрации правительства в Тбилиси, требуя назначения дополнительных чартеров. Они утверждали, что тысячи грузинских граждан остались за границей без работы, крыши над головой и средств к существованию.
В МИДе объясняли: проблемы с покупкой билетов действительно могли возникать, поскольку была определенная группа мигрантов, пользовавшаяся приоритетом – лица с ограниченными возможностями, больные, несовершеннолетние, беременные, пожилые и студенты, оставшиеся без стипендии.
Пока Мариам ждала возможности вернуться на родину, в Италии она нашла новую работу – помощницей по дому у пожилой женщины. Зарплата на новом месте была на 500 евро меньше, «но это лучше, чем сидеть сложа руки».
«Я была рада, что нашла новую работу, но жила все эти месяцы в постоянном страхе заболеть. Пользовалась всеми средствами защиты. И вот недавно у нас началась вторая волна. Работу в этот раз я, к счастью, не потеряла. Но жить в постоянном страхе устала и, не исключено, что, если появится возможность вернуться, воспользуюсь ею».
Covid-последствия: как экономика Грузии теряет трудовых мигрантов
Швеция: без страхового номера – без защиты
Министерство иностранных дел и диппредставительства Грузии за рубежом перешли на экстренный режим работы практически сразу после начала пандемии. Главными задачами были забота о гражданах и их безопасное возвращение на родину.
По данным МИД, застрявшим за рубежом гражданам Грузии, нуждающимся в жилье, были предоставлены убежища за счет посольств. Им организовали и доставку продуктов и медикаментов. Всего такой помощью воспользовались свыше 23 тысяч человек. Кроме того, власти запустили специальную программу с привлечением грузинских врачей – онлайн-консультации для мигрантов.
София Тетрадзе уехала из Грузии в Швецию по рабочей визе 13 марта – всего за несколько дней до прекращения авиарейсов. До того она вместе с мужем уже жила в Стокгольме около четырех лет. За это время у пары появилось две дочки. Все это время София с мужем ждали статуса беженцев, но, не желая оставаться в Швеции нелегально, осенью 2019-го вернулись в Тбилиси.
Собрав все необходимые документы и получив рабочую визу, в марте 2020 года София, улетела в Швецию. Там девушка планировала подать документы на воссоединение семьи, чтобы муж и дочки тоже смогли приехать. Но воссоединиться София смогла только в ноябре.
«Они могли бы приехать и раньше, просто ждали вида на жительство. Коронавирус, тоже, конечно, сыграл свою роль. Вначале я думала сама приехать [в Тбилиси] ненадолго, но был карантин – две недели для граждан Грузии. Везти на несколько недель детей сюда в период Ковида, потом обратно – тоже было не очень хорошей идеей».
За время пребывания в Швеции София дважды общадась с посольством. Первый раз они сами позвонили и спросили, не нужна ли ей какая-либо помощь. Второй раз девушка связалась с дипмиссией сама – когда муж и дети получили положительный ответ по документам.
«Тогда они сказали, что ничем не могут мне помочь. Даже когда я попросила просто предоставить заявление, которое бы подтверждало, что я здесь живу и ко мне едут мои дети, они тоже отказали. Но, судя по всему, это было не в их компитенции».
Недавно София переболела коронавирусом. Лечилась на дому. Девушка рассказывает: если у тебя есть шведский номер страхового полиса, то PCR-тест можно сдать бесплатно.
«Самое главное – это иметь страховой номер. Потому что, даже чтобы элементарно заказать тест на дом, тебе нужно указать его в нескольких местах. Я не знаю, как в этой ситуации обходятся люди без страхового номера. Скорее всего, единственный выход для них – это обратиться в частные медицинские учреждения или лаборатории».
По данным на август 2020 года, в Грузию после начала пандемии вернулось порядка 25 тысяч граждан страны. Из них 12 720 – при поддержке государства. Те, кто все же решил остаться за границей или не смог вернуться, говорят, что консульства не всегда могут помочь им. Многие эмигранты, опасаясь депортации, вынуждены самостоятельно справляться с трудностями.
Испытание оксфордской вакцины от COVID-19: рассказ волонтера