По шесть часов в сутки жители Абхазии оставались без света. С 15 ноября де-факто власти ввели веерные отключения электричества. Чтобы «существенно снизить потребление энергии и не вогнать республику в еще большие долги». Спустя 10 дней ограничения сократились до четырех часов, а потом – и до двух. В Абхазии перед наступлением зимы привычный энергокризис достиг критической отметки. Как утверждают в де-факто правительстве, из-за бесконтрольного потребления электроэнергии майнерами криптовалют.
«Неужели наша власть хочет нас убить! В такой холод мы сидели два часа без света, а сейчас какой нам дали свет! Немедленно дайте нам хороший свет!».
«Меня потрясает бесстыдство, с которым возврат света с 4 до 7 утра подается как забота обо мне! Вы просили 4 часа, как при Хаджимба? Нате, жрите и заткнитесь!».
Такими комментариями жители Абхазии делятся в закрытых группах в Facebook. Пользователи возмущены сложившейся ситуацией, говорят о невозможности ведения быта, дистанционного обучения… Ограничения на подачу электроэнергии негативно отразились практически на всех аспектах жизни. В магазинах повысились цены на товары, ведь включать дизельные генераторы – дорого.
Там же, в абхазском сегменте Facebook, люди обвиняют власти в поощрении и поддержке майнеров, работающих на «фермах», принадлежащих, по их словам, представителям политических элит. На одном из заседаний де-факто министр экономики Кристина Озган предоставила список казенных учреждений, где были найдены приборы для майнинга.
В свою очередь, спикер де-факто парламента Валерий Кварчия заявил, что Абхазия так увлеклась этой криптовалютой, что «майнинги стоят в амбарах, подвалах» и даже «на чердаке государственного театра».
Криптофермы, подключенные к общей сети, перегружают ее и приводят к сбою. По информации Кристины Озган, майнеры расходуют приблизительно до 100 МВт электроэнергии в то время, как потребление лишь не свыше 40 МВт является безопасным для общей сети.
Согласно данным энергетической компании «Черноморэнерго», обслуживающей регион, суммарная мощность работающего майнингового оборудования на данный момент составляет не менее 40-45 МВт.
Ежедневные рейды компании сократили время, когда люди остаются без света и тепла. По некоторым данным, за первые 10 дней «Черноморэнерго» отключила 98 незаконных криптоферм и освободил тем самым 46 МВт энергии. А т. н. парламент запретил деятельность майнеров до мая 2021 года. До момента, пока закрытая на ремонт «Ингури ГЭС» не возобновит работу.
Легализованный в Абхазии майнинг довел энергетику региона до окончательного коллапса. Регион израсходовал и свой ежегодный лимит – 40% энергии, поступающей с «Ингури ГЭС», согласно заключенному соглашению. Остальные затраты, судя по всему, за общий, грузинский счет.
Но с февраля 2021 года гидроэлектростанция приостановит работу из-за необходимой реабилитации. Как минимум, четыре месяца Абхазия будет питаться российским электричеством. И это обойдется ей в миллиарды рублей. У нее уже есть неоплаченный российский долг в размере 600 млн рублей (почти 8 млн долларов), который она накопила за февраль-март 2020 года.
Россия сформирует с оккупированной Абхазией «общее социально-экономическое пространство»
О том, что Москва окажет помощь Сухуми, де-факто президент Аслан Бжания рассказал после состоявшейся 12 ноября в Сочи встречи с Владимиром Путиным.
«Нам нужна электроэнергия, и у нас нет других возможностей, кроме как помощь с российской стороны. Стоимость электроэнергии, исходя из потребления, составит более чем полтора миллиарда рублей. В итоге помощь составит более двух миллиардов рублей за долги, которые уже накопились, и до мая будущего года. Владимир Путин обещал помочь и дал соответствующее поручение», — сообщил Бжания.
В интернете жители региона стали писать:
«Факт распродажи энергетики состоялся. 40 копеек сегодня не все платят, а новому хозяину будем платить 4 рублей за киловатт, как миленькие, иначе отключат. И кто мы такие после этого?».
«Все идет к развалу и народ станет нищим. Постепенно все уедут, кто сможет. В таких условиях тяжело будет жить. Разваливают целенаправленно! Народ добивают».
«Продать энергетику, это посадить под контроль экономику и политику. Вам нравится такая перспектива».
«Почему власть, не сумевшая собирать оплату за свет, экономно расходовать электроэнергию вдруг решила, что исчерпала собственные возможности?».
Отметим, что 12 ноября Москва и Сухуми утвердили программу по формированию единого социально-экономического пространства на основе гармонизации с российским законодательством.
Среди 46 пунктов, которые должны быть реализованы, есть те, что касаются и инвестиций в энергетическую отрасль, регуляций отношений энергоснабжающей организации и потребителя, а также определение порядка ввоза в Абхазию оборудования и компонентов «майнинговых ферм».
В Тбилиси подчеркивают, что любые т. н. соглашения, включая соглашение от 2014 года «О союзничестве и стратегическом партнерстве» между Россией и Абхазией, являются незаконными и не имеют юридической силы.