Госдума приняла в третьем чтении закон о запрете разглашать данные о сотрудниках правоохранительных органов и военных, даже если угроза для их жизни отсутствует. Авторами инициативы выступили депутат от «Единой России» Василий Пискарев и депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев.
Новый документ вносит поправки в федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Согласно действующему законодательству, запрет на разглашение данных может применяться только к тем должностным лицам, чьей жизни и здоровью угрожает непосредственная опасность из-за их служебной деятельности.
Однако, как утверждают авторы поправок, сейчас расширяется практика несанкционированного опубликования в интернете сведений о силовиках, что негативно влияет на осуществление ими своих полномочий.
Принятые нормы могут быть распространены на судей, прокуроров, следователей и других служащих, ведущих оперативно-розыскные мероприятия, а также сотрудников органов внутренних дел, ФСИН, ФСБ и военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических мероприятиях, спецоперациях и «охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности», говорится в пояснительной записке к документу.
«Изощренные угрозы»
На пленарном заседании во вторник депутат-единоросс Анатолий Выборный пояснил, что возможность ввести запрет на разглашение частной жизни сотрудников правоохранительных органов должна существовать и без «реальной угрозы здесь и сейчас», потому что такая угроза «может возникнуть в любой момент». «Таких образом мы обеспечиваем защиту таких лиц от потенциальных угроз — например, тех, которые исходят от спецслужб государств», — сказал Выборный, добавив, что «такие факты известны каждому из нас» (он не уточнил, о чем речь).
Депутат отметил, что вызовы и угрозы для людей, «которые каждый день рискуют своей жизнью ради других» и «занимаются защитой суверенитета», стали «более изощренными и острыми» из-за цифровизации и развития интернета.
Против закона на заседании выступил депутат КПРФ Алексей Куринный. По его словам, закон серьезно расширит круг людей, информацию о которых можно скрывать, без всяких на то оснований. Коммунист опасается, что благодаря этой норме начальники подразделений сами по своему усмотрению будут включать в особый список людей, информацию о которых надо «распубличить».
По словам Куринного, «по воле начальника» от граждан, журналистов и общественных организаций, которые борются с коррупцией, будет скрываться потенциально важная информация. После выступления коммуниста закон был принят в третьем чтении — «за» проголосовали 318 человек, «против» — 12. Еще один депутат воздержался от голосования.
Ранее Адвокат «Агоры» Станислав Селезнев в разговоре с Би-би-си назвал законопроект «очевидным вмешательством» в право СМИ и иных некоммерческих организаций на общественный контроль.
«Поддержка открытости публичных лиц, к которым относятся чиновники, судьи и, что немаловажно, сотрудники и руководители силовых структур (за исключением агентов, работающих под прикрытием) является обязательством властей в рамках обеспечения предусмотренного статьёй 10 (Конвенции о защите прав человека и основных свобод) права свободно получать любую информацию и распространять её», — отмечал он.
Разговор Навального
Накануне оппозиционер Алексей Навальный опубликовал на своем Youtube-канале телефонный разговор с предполагаемым сотрудником ФСБ, который фигурирует в расследовании Bellingcat, Der Spiegel и Си-эн-эн о его отравлении. Из рассказа мужчины следует, что он летал в Омск, чтобы очистить одежду Навального, а особое внимание его просили уделить трусам политика.
По утверждению Навального, его собеседником стал военный химик из Института криминалистики ФСБ Константин Кудрявцев, который служил в воинской части в Шиханах, где создавалось советское химическое оружие.
В своем ролике оппозиционер показал мобильный телефон своего собеседника, а затем также указал его московский адрес.
В ФСБ спустя несколько часов после публикации назвали видеоролик с телефонным разговором «подделкой», а расследование об отравлении Навального — «спланированной провокацией, направленной на дискредитацию ФСБ России».