Президента Грузии Саломе Зурабишвили обвинили в поддержке проекта, который может усилить позиции России и других региональных игроков на Южном Кавказе, при этом выдавив из региона Запад. Недоумение среди местных экспертов, а также западных партнеров вызвала реакция главы государства на инициативу Реджепа Тайипа Эрдогана.
На параде в честь победы в карабахской войне в Баку 10 декабря президент Турции предложил создать платформу шести стран, где будут представлены три кавказские страны, а также Анкара, Москва и Тегеран. А на следующий день Саломе Зурабишвили озвучила похожую инициативу – создание на Кавказе платформы для мира, чтобы Грузия восстановила «свою историческую роль объединителя».
О важности такого регионального проекта Зурабишвили заявила и в ходе «Конференции послов 2020», которая прошла онлайн 21 декабря. Она также вновь поприветствовала установление мира в Нагорном Карабахе, который удалось достичь при посредничестве Москвы и который обернулся размещением в регионе российских миротворцев.
«Я хочу приветствовать восстановление мира [в Карабахе]. Это жизненно важно для все трех стран [Южного Кавказа]. Благополучие и развитие всего региона зависит от мира и стабильности. В то же время мы знаем, что в достижение этой цели были вовлечены все фасилитаторы. Все кроме нас. И это очень печально».
Зурабишвили вновь заявила, что исторически на протяжении многих веков Грузия выполняла объединяющую роль на Кавказе. Именно поэтому она «глубоко убеждена», что Тбилиси не может занять пассивную и второстепенную позицию в отношении инициативы кавказской платформы.
Бывший посол США в Грузии Ян Келли, однако, не разделяет оптимизма Саломе Зурабишвили. Американский дипломат видит в кавказской инициативе серьезные геополитические риски.
«Это «восстановление мира» осуществляется российскими войсками. И почему президент Грузии хочет продвигать эту Кавказскую платформу, если это означает предоставление России и Ирану права голоса в ваших региональных делах?»
This “return of peace” is enforced by Russian troops. And why does the Georgian President want to promote this Caucasus Platform, when it means giving Russia and Iran a voice in your regional affairs? https://t.co/gVrh1pGOtp
— Ian Kelly (@ikelly731) December 22, 2020
С тревогой смотрит на позицию Зурабишвили и бывший командующий войсками США в Европе, американский генерал-лейтенант в отставке Бен Ходжес. Ярый сторонник вступления Грузии в НАТО в интервью телеканалу Mtavari Arkhi заявил, что кавказская инициатива ставит под вопрос участия Соединенных Штатов в региональной повестке. Он выступает за геополитическую конкуренцию.
«Президент Грузии олицетворяет собой суверенитет страны. Поэтому я не понимаю, почему у нее должно возникать желание, чтобы страна присоединилась к плану, который утверждает российских оккупантов на всех границах и в пределах границ Грузии. Судя по всему, она либо закрывает на это глаза, либо просто игнорирует тот факт, что Россия продолжает оккупацию 20% территорий Грузии. Да, я действительно считаю это ошибкой, поскольку этот шаг служит опорой тому, что делает Россия в регионе».
Бен Ходжес также выступил с критикой правительство США и Конгресса, заявив, что они не «инвестировали достаточно» в регион. Именно поэтому у Кремля возникла возможность осуществить такие действия. «Надеюсь, администрация Байдена с самого начала открыто заявит, что Грузия, Кавказ и черноморский регион интересуют Соединенные Штаты», — заключил Ходжес.
Саломе Зурабишвили, тем временем, выступила с оправданием своих слов. Администрация президента опубликовала небольшой текст, ставший ответом «на очередной необоснованной ажиотаж».
«Это выступление [на «Конференции послов 2020»] не может и не должно восприниматься как ответ на какую-либо другую инициативу, поскольку президент не раз выступала с предложением создать Кавказскую платформу мира, причем еще в то время, когда в регионе шел конфликт. Президент постоянно подчеркивает историческую роль Грузии на Кавказе, которая всегда была объединяющим двигателем региона», — заявили в администрации главы государства.
[áмбави] Карабахский передел: новый порядок на Южном Кавказе