Дело Георгия Шакарашвили
Смерть 19-летнего футболиста Георгия Шакарашвили потрясла Грузию. Парень пропал без вести 19 июня. На дне рождения на даче в городе Мцхета, куда он был приглашен, между двумя группами подростков произошел конфликт. После этого одна группа обратилась за поддержкой к друзьям в Тбилиси.
Шакарашвили и еще пять ребят покинули дачу, направившись в сторону столицы. Но в районе моста через реку Арагви их настигли злоумышленники. Георгий и его друзья попытались скрыться. По версии следствия, молодого футболиста преследовали пять человек. Парня избили, после чего он оказался в реке.
22 июня – спустя четыре дня после исчезновения – тело Шагарашвили нашли в Арагви. Согласно экспертному заключению, он умер от удушья в результате утопления. Но этому, согласно той же экспертизе, предшествовало избиение.
По громкому делу были задержаны 17 человек. Шестеро из них – несовершеннолетние. В ноябре судебный процесс над некоторыми фигурантами завершился. Их признали виновными в организации и участии в групповом насилии. Но процесс продолжается, пятеро подсудимых обвиняются в умышленном убийстве.
На протяжении всего хода расследования гражданское общество неоднократно подвергало сомнению и критике действия правоохранительных органов. Несвоевременная реакция полиции на звонок, поступивший от участника событий той ночи, долгие поиски и внезапный пожар на территории, где укрывался ключевой свидетель, несоответствия в показаниях – это лишь часть цепи событий, наводящих на мысль, что определенные лица заинтересованы в сокрытии улик и неполноценном расследовании дела.
Дело Тамар Бачалиашвили
Вслед за Шакарашвили Грузию потрясла еще одна смерть – в этот раз 23-летней программистки Тамар Бачалиашвили. Девушка исчезла 18 июля. Тело Тамар смогли обнаружить лишь спустя пять дней – в ее автомобиле у леса в Тетрицкаро.
Изначально уголовное дело было возбуждено по статье «незаконное лишение свободы», а затем переквалифицировано в «доведение до самоубийства». Экспертиза показала, что Бачалиашвили умерла от медикаментозной интоксикации. В ее организме были обнаружены лекарства, которые программистка искала в google-запросах как одно из средств суицида.
Впрочем, в версию прокуратуры многие не поверили. Семья неоднократно обвиняла полицию в бездействии и недобросовестных действиях. Более того, заявляла, что в отношении их дочери было совершено «групповое убийство со стороны высокопоставленных лиц». Якобы Тамар перед смертью получила доступ к неким компрометирующим файлам госчиновников.
До сих пор часть общества, в том числе и семья Бачалиашвили, убеждена: девушка стала жертвой профессионально спланированного убийства. Другая часть придерживается версии следствия, опирающегося на экспертизах и личных записях Тамар, где она, в том числе, говорит о суициде. Мать Бачалиашвили требовала подключения к расследованию Федерального бюро расследований США, но получила отказ.
В декабре 2020 года прокуратура Грузии прекратила следственные действия. Ведомство постановило: девушка покончила жизнь самоубийством.
Дело Георгия Руруа
После «Ночи Гаврилова» – стихийный антиправительственных акций – в Тбилиси началась череда задержаний оппозиционеров. Среди них – лидер «Европейской Грузии» Гиги Угулава, экс-министр обороны Ираклий Окруашвили и оппозиционные активисты Бесик Тамлиани и Георгий Руруа.
Оппоненты власти и некоторые западные политики назвали задержанных политзаключенными. Их освобождение стало одним из предусловий соглашения, заключенного 8 марта между правящей партией и оппозицией. Но из упомянутого списка лишь Георгий Руруа остался под стражей, а в июле и вовсе был приговорен к четырем годам лишения свободы.
Одного из акционеров оппозиционного телеканала Mtavari Arkhi задержали в ноябре 2019-го за незаконное приобретение, хранение, ношение оружия. Сам Рура виновным себя не признал, заявив, что власти хотят свести с ним политические счеты. По версии семьи, оружие Нике подкинули во время задержания. Причина – его оппозиционная деятельность, в частности, финансовая поддержка проходивших акций протеста в Тбилиси.
Через год после задержания уже в тюрьме на оппозиционера было совершено нападение – его сильно избили пятеро заключенных. Двое сотрудников пенитенциарного учреждения были обвинены в халатности.
«Дело картографов»
В преддверии парламентских выборов в Грузии появился новый политический кейс. Задержание ученых-картографов Ивери Мелашвили и Натальи Ильичевой, по версии оппозиции, стало предвыборным ходом.
Экс-председателю и бывшему члену комиссии по делимитации и демаркации грузино-азербайджанской границы были предъявлены обвинения в «нарушении территориальной неприкосновенности Грузии». Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет.
Речь идет об участке спорной границы в районе монастырского комплексу Давид Гареджи. Следствие считает, что Мелашвили и Ильичева использовали в своей работе карты, по которым часть территории исторического памятника переходила Азербайджану.
Бывшие члены комиссии своей вины не признают. А гражданское общество считает т. н. «Дело картографов» сфабрикованным, а судебный процесс – политическим. Оппоненты власти убеждены: «Грузинская мечта» таким образом пыталась очернить бывшую правящую партию «Единое национальное движение», обвинив ее лидера, экс-президента Михаила Саакашвили в продаже земель.
7 декабря Тбилисский городской суд отказался рассматривать апелляцию по «Делу картографов», и, несмотря на подписи 214 поручителей, оставил обвиняемых под стражей.
Дело зугдидского грабителя
В ноябре 2020 года в Зугдиди, в самом центре города, в филиал Bank of Georgia ворвался вооруженный мужчина. В течение шести часов он удерживал в заложниках 17 человек. Позже правоохранители установили имя злоумышленника – Бадри Эсебуа. Требования преступника один из заложников озвучил в прямом эфире: вывести спецназ с территории вокруг здания, предоставить ему коридор безопасности и принести 500 тысяч долларов наличными.
Власти требования удовлетворили, злоумышленник скрылся. С тех пор правоохранители не смогли напасть на след преступника. Зато в декабре полиция задержала его родного брата – Бидзину Эсебуа. По версии МВД, найденные в его автомобиле оружие, одежда и продукты были подготовлены для скрывающегося Бадри. Впрочем, сам Бидзина Эсубуа все обвинения отрицает, утверждая, что вещи ему подкинули.
История с захватом заложников и выкупом в размере полумиллиона долларов получила неожиданное продолжение. Спустя пару недель в Тбилиси 31-летний Леван Зурабашвили попытался повторить зугдидский сценарий. Но с более благородными целями.
Мужчина с бутафорной гранатой в руках ворвался в офис микрофинансовой организации, выдвинув требования: запретить азартные игры, а также снизить процентную ставку по кредитам и цены на лекарства. Вскоре Зурабашвили был задержан, но оценки общества разделились: одни назвали его преступником, другие – Робином Гудом. Часть солидарных даже стала собирать деньги для его семьи.