Иванишвили заявляет, что не сотрудничал с Forbes более десяти лет. Сначала, с его согласия, издание действительно изучало происхождение капитала, и претензий к опубликованным ими данным – не было.
«В последние годы я даже не знаю, как и что они считают, потому что я больше не предоставляю информацию. Что касается Bloomberg, то с ними я вообще не сотрудничал, хотя данные этим СМИ тоже публикуются», – говорит Иванишвили в интервью грузинскому изданию Entrepreneur Georgia.
Как сообщает телеканал «Формула» с Bloomberg Иванишвили действительно не сотрудничал. Но это не мешает изданию оценивать состояния миллиардеров. С учетом того, что доступ к определенным данным невозможен, в основе методологии Bloomberg лежит пятизвездочная система, которая свидетельствует о прозрачности и доступности капитала. Пять звезд присуждается тем миллиардерам, чье имущество можно легко посчитать. Как правило, это люди, владеющие публичными компаниями, чьи акции числятся на фондовых биржах. Соответственно, их индекс прозрачности высок, а цифры максимально приближены к реальным.
Иванишвили по этой методологии попадает в список миллиардеров, имущество которых посчитать сложно. Ему присвоена одна звезда. Это значит, что большая часть имущества грузинского олигарха приходится на скрытые активы, к котором доступ ограничен. Нужно помнить, что немалая часть капитала Иванишвили зарегистрирована в офшорных зонах, что также не позволяет сделать эту информацию прозрачной.
Другое авторитетное издание Forbes определяет принадлежность того или иного гражданина к стране в зависимости от гражданства. До 2011 года – момента, когда олигарх был вынужден отказаться от российского гражданства, имущество Иванишвили считал российский Forbes. И как заявили СОВЕ в московском офисе издания, их цифрам доверять можно. При этом методику подсчетов оценки состояний миллиардеров вне зависимости от того представительство издания в какой стране считает, Forbes не раскрывает.
СОВА связалась с главой грузинского Forbes Георгием Исакадзе, который заявил, что издание считает капитал Иванишвили с тех пор, как он начал официально сотрудничать с российским офисом.
«Если то, что публикует международный Forbes для него неприемлемо, есть несколько путей коммуникации, но не с грузинским Forbes, о которых он очень хорошо осведомлен. Соответственно, там могут внести какие-то корректировки на основании его претензий. Что касается нас, грузинского офиса, то мы продолжаем нашу работу в обычном режиме и не собираемся вносить изменений в нашу редакционную политику».
Иванишвили уверяет, что за последние годы, с тех пор, как он завершил активную бизнес-деятельность и пришел в политику, его капитал теоретически не мог вырасти.
«Что происходит с деньгами, переданными кому-то в управление очень хорошо демонстрирует моя скандальная история с крупнейшим швейцарским банком с почти безупречной международной репутацией. Должно очень повезти, чтобы избежать потерь. Следовательно, мой капитал за эти годы теоретически вырасти не мог», – объясняет миллиардер.
В ноябре 2019 года Бидзина Иванивили дал интервью Bloomberg, в котором рассказал о том, как он стал жертвой мошенничества в швейцарском банке Credit Suisse на $ 140 млн. По словам миллиардера, он не мог представить, что его смогут обмануть в западном банке так, как этого не делали «в дикой России» в 90-е годы. Тогда Иванишвили заявил, что сделает все, «что бы ни потребовалось и сколько бы времени это ни заняло», чтобы отсудить потерянные миллионы. Дело вовсе не в деньгах, а в принципе. «У меня [денег] больше, чем нужно», – признавался тогда иностранному изданию миллиардер.
Правовой спор с банком Credit Suisse из-за ненадлежащего использования его инвестиционного портфеля Иванишвили выиграл. А бывший менеджер банка Патрик Лескодрон был приговорен Женевским судом к пяти годам лишения свободы за злоупотребление доверием клиентов и использование е мошеннической схемы.
Впрочем, говоря о своих запланированных расходах, Иванишвили подчеркнул, что фондом Cartu было потрачено на различные благотворительные проекты три миллиарда долларов. Однако, помимо этого, почти 30 лет семья Иванишвили индивидуально помогает довольно большому кругу близких людей.
«Конечно мы могли покрывать эти расходы через благотворительный фонд, закон не запрещал этого, но моя принципиальная позиция заключалась в том, что на фонде эти расходы отразиться не должны. Я не хотел, чтобы в процессе расходования накопленных средств на общественные цели возник субъективный фактор, даже со стороны учредителя и единственного донора фонда».
Накануне сообщения о завершении своей политической карьеры, Иванишвили уже переоформил 26 компаний на баланс фонда Cartu, еще две организации в процессе передачи. Но финансист Гига Бединеишвили уверяет – то, что он перевел на баланс фонда – копейки по сравнению с другими его активами:
«95% его денег на Западе, в Европе, в Америке, в разных инвестиционных фондах, которые управляются инвестиционными менеджерами. Так он хранит свои деньги».
Как утверждает сам миллиардер, на своем счету он сохранил порядка полутора миллиарда долларов, часть из которых, по его словам, «уже передана на благотворительность 30-31 декабря». Далее он оставляет себе и супруге в распоряжение лишь 200 миллионов долларов, а детям столько, «чтобы они не теряли мотивацию создавать что-то новое, полностью осознавать и развивать себя». Ведь жизнь в надежде на дивиденды, как сказал Иванишвили, может стать помехой.