Мосгорсуд смягчил наказание нескольким фигурантам дела «Нового величия», осужденным за организацию экстремистского сообщества. Прокуратура просила оставить наказание без изменения. Защита, как и во время основного процесса, настаивала на том, что подсудимые невиновны, и просила суд их оправдать.
«Приговор Люблинского суда Москвы от 6 августа 2020 года — изменить, назначить [Руслану] Костыленкову на 6 лет 9 месяцев, [Петру] Карамзину назначить 6 лет 3 месяцев (…)», — огласила решение коллегия судей.
Таким образом, Мосгорсуд снизил срок наказания Костыленкову и Карамзину на три месяца. Анне Павликовой и Марии Дубовик снизили на год испытательный срок, сообщила агентству РИА Новости адвокат Павликовой Ольга Карлова.
Приговор по делу «Нового величия» был вынесен в августе. Тогда все семеро подсудимых получили такие же или почти такие сроки, какие и запрашивал прокурор. Самое жесткое наказание получили трое фигурантов дела, которых суд признал основой экстремистского сообщества: Руслан Костыленков получил 7 лет колонии, Петр Карамзин — 6 с половиной лет, Вячеслав Крюков — 6 лет.
Остальные четверо, в том числе две девушки — Анна Павликова и Мария Дубовик — получили условные сроки.
«В нашем уголовном деле отсутствуют потерпевшие, материальный ущерб, ущерб обществу и даже мотивы», — говорил в своем последнем слове Руслан Костыленков: он получил наибольший срок и находится под стражей с 2018 года.
Что это за дело?
Дело «Нового величия» тянулось два года — участников чата, которые обсуждали политику, митинги и несколько раз собирались на встречи, задержали в марте 2018 года и обвинили в создании экстремистского сообщества.
Ключевым свидетелем обвинения стал участник чата, чье имя засекретили: в деле он проходил как Александр Константинов, а фигуранты дела знали его под именем Руслан Д. По его словам, участники «Нового величия» собирались заниматься «революционной деятельностью», их цель — смена власти и Конституции, а осенью 2017 года они ездили в Подмосковье метать коктейли Молотова, чтобы в случае революции использовать их против полицейских.
Защита и сами подсудимые в суде настаивали, что Руслан Д. — провокатор, подосланный спецслужбами, который сам и сделал из компании друзей экстремистское сообщество: именно он предложил создать устав, начал собирать членские взносы и снял помещение для собраний.
Адвокаты подчеркивали, что обвинение не доказало главного — мотива ненависти и вражды к определенной социальной группе. Без него состава экстремистского преступления просто не может быть.
Поначалу все фигуранты дела находились в СИЗО. В августе 2018 года в Москве прошла акция «Марш матерей» в поддержку самых юных обвиняемых по делу: Анны Павликовой и Марии Дубовик. На момент задержания Анне не исполнилось 18 лет. На следующий день девушек отпустили под домашний арест. 17 октября 2019 года Костыленков и Крюков порезали себе вены прямо в зале суда, протестуя против отказа судьи отпустить их домой до приговора.
В последний день суда в августе 2020 года Руслан Костыленков рассказал, что во время задержания его пытали: били и засовывали в анус ручку кухонного молотка для мяса.