- Андрей Козенко
- Би-би-си
Около терминала 5 нового берлинского аэропорта Бранденбург Алексея Навального ждали журналисты и несколько симпатизирующих ему местных жителей. Одна из них, по имени Катя, держала плакат «Время диктаторов подошло к концу, Путин боится Навального».
Журналистов становилось все больше, также становилось понятно, что у многих есть билет на этот рейс «Победы». Журналист Bellingcat и соавтор расследования об отравителях Навального Христо Грозев написал в «Твиттере», что Навальные и его семья не пойдут через обычный пограничный контроль, их привезут прямо к самолету.
Так и вышло. Когда весь рейс «Победы» был заполнен и уже зазвучали предположения «а не шутят ли тут над нами», в переднюю дверь вошёл сначала Навальный, потом его жена Юлия, пресс-секретарь Кира Ярмыш и адвокат Ольга Михайлова.
Журналисты бросились к ним навстречу: «Какой цели вы хотели бы добиться?» Навальный довольно неохотно отвечал, что его главная цель — с наименьшими потерями добраться до 13-го, «счастливого», как он сам сказал, ряда, где у них были места.
Стюардессы более или менее спокойно навели в салоне порядок, и самолет вылетел из Берлина с небольшим опозданием.
Как только погасло табло «пристегните ремни», к Навальному вновь бросились все журналисты этого самолета. Их явно было больше, чем просто пассажиров. Навальный, впрочем, на все вопросы старался отвечать односложно, Юлия и Кира Ярмыш — тоже.
Два раза командиру корабля пришлось давать команду сесть по своим местам и не создавать проблем экипажу, а потом все успокоилось. Навальный смотрел на своем лэптопе мультфильмы про Рика и Морти, Кира Ярмыш читала, Юлия Навальная просто думала о своем.
Командир корабля то и дело пытался привлечь внимание к красотам за окном — показывал Каунас на закате или же говорил: «Строго справа от вас сейчас вы можете увидеть красные огни Минска». Самолет начал снижаться.
«Мне, наверное, следовало бы извиниться за весь этот ажиотаж», — произнес Навальный, вокруг засмеялись и захлопали. Но настоящий ажиотаж начался сразу после этого. Пилот объявил, что по «техническим причинам» посадка во Внуково не может быть произведена, и поэтому мы садимся на запасной аэродром в Шереметьево.
В воздухе мы провели где-то двадцать лишних минут и оказались в шереметьевском терминале D.
Там Навальный все же произнес небольшую речь. Он еще раз извинился перед всеми, кто попал под разные ограничения и потерял время. «Они занимаются ерундой, поставили под угрозу авиационную безопасность целого города, чтобы потом Путин сказал: «Да кому он нужен», — негодовал он.
«Я совершенно счастлив, что я прилетел. Лучший день за пять месяцев. Я не боюсь, со спокойным чувством выйду на погранконтроль и уеду домой», — говорил Навальный.
На погранконтроль он подошел с улыбкой и с возгласом: «Ну что, давно меня ждали?!» Там ждали. Проверив паспорт, пограничник хотел отозвать Навального в отдельный кабинет, тот отказался, и появились четверо полицейских в масках. Навальный пытался взять адвоката, но ему отказали, пригрозив применить силу, — и куда-то увели.