В минувшие выходные в долине Риони возобновились работы по строительству каскада Намахванской ГЭС. Проекта, предусматривающего объединение двух гидроэлектростанций – «Намахвани» и «Твиши» с общей мощностью в 433 МВт. и стоимостью порядка 750-ти млн. долларов. Одновременно с этим в Грузии c новой силой активизировалась протестная волна, требующая остановки проекта.
Протестная волна
Противники строительства ГЭС на реке Риони начали активные акции еще в ноябре 2020-го. Местные жители, представители неправительственного сектора и эко активисты утверждали: прибегнуть к крайним мерам их заставила угроза, которая будет нанесена региону в случае осуществления проекта.
Несмотря на жесткую реакцию правоохранителей, которые не раз разгоняли митинги и импровизированные палаточные лагеря, акции продолжились. Более того, жители села Жонети, который стал эпицентром действа, дежурят на месте проведения работ и всячески им препятствуют.
Сегодня, 1 февраля, у здания парламента в Тбилиси прошел очередной митинг, призванный обратить внимание властей на то, что Намахванская ГЭС способна стать предпосылкой экологической катастрофы. По словам активистов, при утверждении проекта не было должной оценки последствий, к которым приведет его осуществление.
«Мы не знаем, в чем заключаются опасности и риски. И когда я говорю, что мы не знаем, я имею в виду, что государство не взяло на себя ответственность узнать и приняло важные решения без необходимых исследований. Однако мы знаем, что специалисты в этой области, эксперты, основываясь на довольно скудных материалах, в рамках своей компетенции делают выводы и говорят, что риски высоки, риски геологические, гидрологические, сейсмологические», — сообщила Radio Tavisufleba Лина Гвинианидзе из неправительственной организации «Центр обучения и мониторинга прав человека».
Согласно отчету компании Gamma Consulting, которых, к слову, нередко критикуют за одобрение неудачных проектов, в случае строительства каскада под водой окажутся три села региона, сельскохозяйственные угодья. Еще два населенных пункта, согласно отчету, будут изолированы, что вынудит почти 300 семей покинуть свои дома.
Отчет Института наук о Земле при университете Илии, опубликованный в 2019-м, призывал обратить внимание на то, что ГЭС строится в сейсмически активной зоне, и в случае повреждения плотины вблизи села Жонети землетрясением, 35-метровая волна может накрыть Кутаиси всего за 20 минут, затопив при этом еще 18 муниципалитетов в Западной Грузии.
Кроме того, активисты уверены, что проект сильно ударит по сектору туризма, нанесет невосполнимый ущерб биоразнообразию региона. По словам экспертов, может измениться микроклимат зон, где произрастают такие редкие сорта винограда, как Усахелаури и Цоликаури.
Позиция властей
В «Грузинской мечте» заявляют о том, что эко активисты и местное население сильно преувеличивают риски. По словам министра экономики и устойчивого развития Натии Турнава, «проект хорошо рассчитан с точки зрения безопасности и государство проявляет большую ответственность и осторожность в вопросе безопасности таких проектов».
Кроме того, власти обращают внимание на перспективу трудоустройства местного населения, т.к. в рамках проекта предусмотрено создание более полутора тысяч рабочих мест.
Турецкая компания ENKA, привлеченная для строительства, отмечает, что попытки усадить за стол переговоров протестующих, провалились из-за радикальной позиции последних.
«Компания в рамках инвестиционного обязательства взяла на себя ответственность как за успешную реализацию проекта, так и за трудоустройство до 1600 граждан Грузии и различные социальные проекты. Инвестор с высокой ответственностью относится к взятым обязательствам и по сей день добросовестно их выполняет. Государство же, в свою очередь, несет ответственность за соблюдение прав инвестора для реализации проекта в установленные сроки. Соответственно, мы обратились в соответствующие органы за поддержкой, определённой законом, и приветствуем тот факт, что они выполняют свои обязанности. Препятствование реализации проекта является неприемлемым, так как оно связано со значительным материальным ущербом, не говоря уже о риске потери доверия к инвестиционному климату страны и будущих юридических осложнениях», — говорится ENKA.