529 дней премьерства Георгия Гахария подошли к концу в день рождения Бидзины Иванишвили и в аккурат после решения суда по делу лидера оппозиционной партии «Единое национальное движение» Ники Мелия. Прощальная речь уже бывшего главы кабмина была красноречиво краткой. Ушел Гахария почти по-английски, став, тем самым, уже пятым бывшим премьер-министром за девять лет пребывания во власти «Грузинской мечты». СОВА решила вспомнить всех премьеров «Мечты».
529 дней Георгия Гахария
08.09.2019-18.02.2021
«Ника Мелия – человек, который никогда не уважал закон. Это человек, который призывал наших граждан к штурму парламента. Он был одним из организаторов вторжения в парламент, но, несмотря ни на что, моя абсолютно непоколебимая позиция состоит в том, что применение меры против одного человека, если это ставит под угрозу здоровье наших граждан, их жизнь или создает возможность для политической эскалации в стране, – недопустима».
Это ключевая выдержка из короткой прощальной речи Георгия Гахария, которую в грузинском обществе уже окрестили искупительной. В июне 2019-го после трагических событий «ночи Гаврилова» Гахария, на тот момент министр внутренних дел, оказался под огнем критики. Одним из главных требований участников вспыхнувших тогда акций протеста была именно его отставка. Но основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили не снял Гахария с поста, а спустя всего пару месяцев выдвинул на должность премьер-министра. 8 сентября 2019 года на фоне всеобщего возмущения, Георгий Гахария заменил в кресле главы кабмина Мамуку Бахтадзе. И вскоре сумел стать наиболее популярным среди населения членом команды «Грузинской мечты».
Поступок Гахария стал первым в условиях правления «Грузинской мечты», когда премьер-министр принял решение об отставке самостоятельно, независимо от партии. Слухи о том, что политика собираются сместить ходили уже давно, однако Гахария, не дождавшись классического для партии власти развития сценария, опередил своим решением соратников, чем создал прецедент за всю историю премьерской преемственности «Грузинской мечты».
439 дней Мамуки Бахтадзе
20.06.2018-02.09.2019
Отставка предшественника Георгия Гахария Мамуки Бахтадзе, объявленная 2 сентября 2019-го, заслужила наивысшую похвалу от высшего руководства партии власти. Миллиардер Бидзина Иванишвили тогда заявил: Бахтадзе ушел культурно, сказал свое слово и посчитал, что уже пора. К слову, сказал тогда Бахтадзе ровно четыре тысячи слов, в которые уместил все свои достижения, реформы, планы, надежды и мечты.
За опубликованной в Facebook речью последовала встреча с телеведущими, куда политик пришел в футболке с надписью «Национальная идея – образование». Начал он с монолога — перечисления успехов за год премьерства.
«Я опубликовал обращение к грузинскому обществу, в котором сделал обзор прошедшего года, с тех пор, как я занял пост премьера, рассказал о своих целях и задачах, о том, что было моей личной целью и каким, на мой взгляд, должно быть актуальное видение для страны. Я объяснил свое решение покинуть пост премьер-министра», — сказал тогда политик.
У решения Бахтадзе покинуть пост премьера есть и более популярное объяснение. После массовых акций протеста «Грузинской мечте» у руля понадобился более опытный и жесткий политик, способный поднять нисходящие рейтинги партии и взять ситуацию под контроль. Именно поэтому выбор Бидзины Иванишвили в те смутные времена пал на Георгия Гахария.
896 дней Георгия Квирикашвили
30.12.2015 – 13.06.2018
Если бы в Грузии существовал аналог Книги рекордов Гиннесса, то Георгий Квирикашвили попал в бы в нее как самый «пересидевший» премьер «Грузинской мечты». Его называли человеком Иванишвили, но в какой-то момент что-то пошло не так. Последний год премьерства Квирикашвили выдался тяжелым, а непримиримые противоречия политика с коллегами по партии вылились в ожидаемую, но все же внезапную отставку.
Уходу Квирикашвили предшествовал общественный резонанс, связанный с расследованием убийства двух школьников — 16-летних Давида Саралидзе и Левана Дадунашвили. Именно тогда по политическому самолюбию экс-премьера был нанесен непоправимый удар. Выступая перед участниками акции протеста на проспекте Руставели, Квирикашвли был освистан толпой, в него полетели пластиковые бутылки, а охрана была вынуждена увести политика с трибуны.
«Для меня эта должность всегда была лишь очень большой ответственностью, которую только может чувствовать гражданин, человек. Я старался быть премьер-министром всех граждан, порой, принимал решения себе во вред, но всегда верил, что все эти шаги шли на пользу моей стране, моей родине, способствовали изменению ситуации в нашей стране к лучшему», — заявил политик в ходе своей 11-минутной прощальной речи, произнесенной на экстренном брифинге 13 июня 2018 года.
Фатальным для Квирикашвили, возможно, стал многомиллионный проект глубоководного порта Анаклия, вверенный банкиру, а теперь уже лидеру партии «Лело» Мамуке Хазарадзе. Цепная реакция, подкрепленная тайными записями разговоров, которые якобы дошли до Иванишвили, окончательно убедила последнего в готовившемся заговоре. Почувствовав, что теряет контроль над партией, а вместе с ней и над страной, Иванишвили поспешил открыто вернуться во власть, а впавший в немилость Квирикашвили исчез из грузинской политической повестки.
770 дней Ираклия Гарибашвили
20.11.2013-30.12.2015
«Политические должности – временное явление. Вечны лишь Бог и Родина». Этим заявлением с оттенком глубокого патриотизма неожиданно для всех и в первую очередь для себя 23 декабря 2015 года в отставку подал Ираклий Гарибашвили.
Прощание с должностью политика случилось под Новый год и, кажется, в первую очередь шокировало его самого. Вхожий в семью Бидзины Иванишвили, на тот момент премьер-министр готовился к торжественному мероприятию и рассылал пригласительные от своего имени. Как позже рассказали СМИ, последней каплей в чаше терпения основателя «Грузинской мечты» стала семья супруги Гарибашвили, влиятельный кахетинский клан Джанкарашвили. Благодаря высокопоставленному зятю они заполучили ряд престижных и многообещающих государственных должностей. Устранением Гарибашвили основатель «Мечты» пресек растущее влияние клана и не допустил возможного подрыва собственных позиций.
Ираклий Гарибашвили возвращается на пост премьер-министра Грузии
Отставку политика с поста премьера самый богатый гражданин Грузии сравнил со своей: дескать, ушел «добровольно, на пике своего успеха». Тогда же миллиардер благосклонно заявил: «В прошлом, сейчас и в будущем, думаю, у нас с Ираклием будет много общего — в политике и за ее пределами».
В прощальной речи премьера Гарибашвили в 2015-м присутствовала пророческая строка: «Сегодня я покидаю свой пост, но остаюсь преданным солдатом своей родины». В 2019-м грузинской общественности явилась новая политическая инкарнация Гарибашвили в качестве министра обороны.
Тогда же он в очередной раз подтвердил и без того очевидный факт: его уход, равно как и возвращение, были решением Бидзины Иванишвили.
391 день Бидзины Иванишвили
25.10.2012 — 20.11.2013
Политическая константа последних девяти лет, основатель партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили тем не менее официально занимал государственную должность лишь однажды. В период с 2012-го по 2013-й, когда, по собственному признанию, «выполняя обещание» грузинскому народу, подал в отставку с поста премьер-министра и «навсегда» ушел из политики, чтобы вернуться в 2018-м.
Официальное заявление Иванишвили сделал на съезде партии «Грузинская мечта» и там же предложил в качестве преемника Ираклия Гарибашвили. Как грузинские эксперты, так и международные СМИ и наблюдатели, впрочем, не раз заявляли, что миллиардер просто перешел в закулисье, став теневым правителем Грузии.
Здесь, пожалуй, стоит упомянуть о последнем «уходе» Иванишвили, состоявшемся 11 января 2021 года и положившем начало междоусобной конфронтации внутри партии власти.
11 января на сайте «Грузинской мечты» и на странице партии в соцсетях появилось прощальное письмо олигарха, в котором тот сообщал, что покидает партию и намерен в преддверии своего 65-летия вернуться к непубличному образу жизни. А тем, кто хотел видеть его во власти, напутственно завещал: оставляет после себя целую команду таких же политиков, как он.