Крепкая дружба связывала Тонино Гуэрра с режиссером Сергеем Параджановым. Она началась с их встречи в один из первых визитов итальянского писателя и сценариста в Тбилиси. Эльдар Шенгелая захотел познакомить Гуэрра с Параджановым и повел к нему домой.
Параджанов встречал гостей во дворе, где росло большое ореховое дерево. Из дружеской трапезы режиссер устроил настоящий кукольный театр – рассадил сделанных собственноручно кукол, выкрасил перила лестниц в белый и красный цвета, развесил все свои коллекционные восточные ковры. Тарелками гостям служили большие фиговые листья, сорванные Параджановым с инжирного дерева, растущего в саду, а скатертью он приспособил зеркало. Это был настоящий спектакль.
Позже жена итальянского сценариста Лора Гуэрра вспоминала, что после этого приема Тонино каждое утро в восемь часов приходил «только к Сержику», чем вызвал на студии «Грузия-фильм» обиды и ревность коллег по цеху.
Тонино Гуэрра, по сути, был первым иностранецем, гостившим у Параджанова. Это потом уже у него бывали Франсуаза Саган, Марчелло Мастроянни, Аллен Гинзберг и другие известные личности.
После второго заключения Параджанова под арест, чтобы помочь другу, Гуэрра договаривается о курсе лечебных процедур в элитном в то время санатории в Ликани. Через знакомых выяснилось, что там же проходил курс очищения от шлаков боржомской водой первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе. В этом санатории Гуэрра и встретился с ним.
Позже Тонино вспоминал в одном из интервью, что начал разговор с восхищения искусством Параджанова, а затем объяснил, почему в Советском Союзе недооценивают его творчество.
«Я сказал Шеварднадзе: «Сержик – по сути единственный режиссер в мире, кому удалось передать на экране непрозрачный, мерцающий воздух сказки-мечты. Из любого пейзажа он делал натюрморты, киноживопись. Все его персонажи выглядят преувеличенно (глаза, усы, брови), словно герои Чаплина 20-х годов. Но это не протест против дней сегодняшних или всей нашей жизни. Это мощная воля Параджанова, заставляющего людей переселиться в иной мир, присущий только ему самом). Мир, переполненный легендами и народными фантазиями».
Гуэрра также рассказал Шеварднадзе о возрастающем интересе в Европе, в частности в Италии и Франции, к «темным» главам жизни Параджанова. И сообщил, что является послом общественных комитетов за освобождение «Сержика», как сам ласково его называл. Тогда же Гуэрра сказал Шеварднадзе:
«Зачем вам, грузинам, вашими руками исполнять грязные намерения Москвы?».
После этого разговора жизнь Сергея Параджанова резко изменилась. Заступничество многих деятелей культуры, в том числе и самого Тонино Гуэрра, возымело положительный эффект – режиссера освободили. Кроме того, ему заново был открыт путь в кинематограф. 15 сентября 1983 года на студии «Грузия-фильм» Параджанов получил разрешение снимать картину «Легенда о Суамской крепости» по мотивам повести Даниела Чонкадзе. Картину закончили в 1984 году. Тогда же Тонино с женой второй раз приехали в Ликани, где услышали: новый фильм не нравится местным властям.
«Узнав о нашем очередном приезде, Шеварднадзе позвонил и попросил посмотреть «Легенду…». Его интересовала моя точка зрения о фильме».
В Тбилиси Гуэрра с Параджановым пошли на просмотр фильма в небольшой зал Дома кино. В зале стояла гробовая тишина.
«Еще не включили свет в зале, когда Тонино, сильно похудевший после операции, вскочил и, выкинув руку вверх, закричал: «Капо лаворе! – Это шедевр!»», — вспоминала Лора Гуэрра.
Тонино выполнил просьбу Шеварднадзе, передав через его дочь свое мнение. После этого фильм быстро разошелся по всему миру.
«Сержик почти все – и в жизни, и на экране – делал с мало кому понятной иронией. Я и сейчас никого не стану обвинять в том, что не сразу поняли феномен «Легенды…», — вспоминал Гуэрра.
После этой поездки, в 1984 году на полках книжных магазинов появилось произведение Тонино Гуэрра «Теплый дождь». Действие романа происходит в Ленинграде, Грузии и Армении. Грузинская часть, как рассказывал писатель, посвящена «всем грузинским друзьям и их прекрасной земле».
После описания жизни главного героя в Ленинграде, он приезжает Батуми, где его ждет друг – Агагянян. Это имя Гуэрра придумал для Сергея Параджанова, которого, как он позже объяснит, в то время предпочел не упоминать, чтобы не создавать для него политических проблем. Вместе они проехали через всю страну в поисках того самого теплого дождя.
Много счастливых дней в Грузии
Очередной визит Тонино Гуэрра в Грузию состоялся осенью 1987 года. Все хотели показать итальянцу страну, но он никуда не поехал. Вместо этого писатель и сценарист позвал к себе в гостиницу над Курой несколько старых друзей. Говорят, Тонино долго стоял, облокотившись на перила веранды, и вдруг сказал:
«Грузия напоминает мне родную Романью, предвоенную Италию моего детства».
Тонино Гуэрра неоднократно говорил в интервью, что никогда не забудет Грузию. А в 1993 году, когда страна переживала один из самых мрачных моментов, подарил ей икону Святого Георгия с посланием мира.
Последний раз Тонино прибыл в Грузию в 2001 году. Встречали гостя Софико Чиаурели и сын известного кинодокументалиста Резо Табукашвили, Лаша Табукашвили. Тогда Гуэрра провел мастер-класс по льготной цене для молодых грузинских драматургов. Поучиться у великого сценариста, придумавшего на спор с Феллини самый короткий сценарий, тогда пришло огромное количество молодых людей.
«Он любил Грузию, наши недостатки и достоинства, проблемы и успехи, нашу культуру, хорошо знал многих грузин. Он часто был критичен, но высказывал критику только наедине», — вспоминал Лаша Табукашвили.
Однажды Гуэрра сказал:
«Люблю Грузию. Эта страна подарила мне много счастливых дней».
Как Роберт де Ниро, провожая домой девушку, оказался в Тбилиси